Мысль о ноосфере родилась ранее учения о биосфере и сложилась из трех составляющих:
1. Из политической, просветительской и публицистической его деятельности, которая привела к формированию понятия о личности как главной движущей силе нравственного, экономического и социального прогресса.
2. Из трудов по истории науки как планетном, т.е. природном явлении.
3. Из идей о влиянии науки на состояние и развитие общества, вытекавшей из собственной государственной деятельности.
«Мысль в общей жизни человечества – все, самое главное. Для жизни отдельных лиц имеют значение доброта, нежность, чувство, без этого, конечно, нельзя и не стоит жить, но для целого общества, для целой массы Мысль заменяет все» (29). Эта идея 30-летнего ученого еще не оригинальна, так считали многие мыслители, но он противопоставил чувства, инстинкты и сознание, даже самосознание.
Первой из профессиональных работ по истории науки появились его статьи о Ломоносове, где он обнаружил парадокс: развивая национальную науку, мы присоединяемся к человечеству, «ибо из всех форм культурной жизни, только наука является единым созданием человечества, не может иметь яркого национального облика или одновременно существовать в нескольких различных формах. В то же время она является той силой, которая сейчас создает государственную мощь, доставляет победу в мировом состязании европейской культуре, перекраивает жизнь человечества в единое целое» (30).