полупрозрачный. Изо рта его тянутся шелковые нити, служащие материалом для домика. Затем образуется косточка, потом бабочка» (21). Исходя из собственного опыта, исследовательница заключает: «Бабочки откладывают желтые круглые яички и умирают. Из яичек в теплом месте выходят червячки. Им нельзя давать мокрые листья, а то они заболеют и умрут. Болеют они и в плохую погоду, надо их укрывать» (22).
В СПФ АРАН хранится 61 рисунок (с №124 по №184), являющиеся или оригинальными рисунками к гравюрам «Der Raupen wunderbare Verwandelung…» или, и их подавляющее большинство, – рисунки, отдельные детали которых или композиции были использованы для создания иллюстраций к трем частям этой книги. По формату листа эти рисунки меньше других акварелей Мериан в СПФ АРАН.
Другая группа рисунков – акварели, выполненные М.С. Мериан к книге «Metamorphosis insectorum Surinamensium» (23), которая была опубликована в Амстердаме в 1705 г. Этот труд считается центральным в творчестве М.С. Мериан, поскольку она выступает в нем не только как художник, гравер (техникой гравирования она владела совершенно), но и как автор текста. Книга явилась результатом научных исследований, проведенных М.С. Мериан и ее младшей дочерью Доротеей Марией в Суринаме с 1699 по 1701 гг. В Амстердам были привезены сотни эскизов, рисунков («…все, что нашла и поймала.., я точно переношу на пергамент…» (24)), записи с наблюдениями, ящики с коллекциями: 20 коробок с бабочками, жуками, колибри, светлячками, «1 крокодил, 2 больших змеи и 19 маленьких, 11 игуан, 1 геккон, 1 маленькая черепаха» (25). Отметим, что большую часть своих книг М.С. Мериан издавала сама, «на собственный кошт». Так было и с первым изданием «Raupen…», и с «Metamorphosis…» (26).
Из 60-ти оригинальных акварелей, бывших в XVIII в. в Академии наук, до нас дошли менее 20: И.Н. Лебедева насчитывает их 20, мы же склонны остановиться на 16 рисунках, которые безоговорочно можно считать или полностью, или в отдельных частях использованными в качестве иллюстраций к «Метаморфозу суринамских насекомых». Альбом, в котором хранились эти рисунки в Кунсткамере, сохранился в СПФ АРАН. В музейном каталоге под номером «3» записан альбом «Metemorphosis insectorum Surinamensium»: альбом с вклеенными шестьюдесятью оригинальными рисунками, выполненными художницей на пергамене. Это и есть тот альбом, который хранится в СПФ АРАН (Р.IX. Оп.8. №195). Он представляет собой 60 переплетенных