приобрел несколько альбомов с рисунками насекомых. Среди них «миниатюрные живописи червей, цветов, бабочек и других насекомых, которые писаны на особенных в лист пергаментах» и «Studienbuch».
«Studienbuch» – это рукописная книга, на лицевых сторонах листов наклеены рисунки, выполненные на пергамене или бумаге и вставленные в рамки из синей бумаги (на сегодняшний день в книге 285 рисунков). На обороте листов – записи М.С. Мериан, которые, как показал анализ письма, делались в течение 30 лет (9). После смерти Р. Арескина его коллекция и библиотека в 1719 г. были приобретены Петром и поступили в императорскую Кунсткамеру и Библиотеку, а после смерти Петра I все собрание царя было передано в Академию наук (10).
В 1736 г. Академия наук приобрела у Доротеи Марии Гзель, ездившей в Голландию «ради собственных […] нужд», «тридцать четыре фигуры разных цветов», и обязалась выплатить «ей, Гзельше, триста рублев, когда в академии будет денежная казна» (11).
К 1741 году в Академии наук хранилось, по данным каталога Кунсткамеры, (12) восемь альбомов с оригинальными рисунками художницы.
Поступления акварелей Мериан в Академию наук были и в XIX в. 15 июня 1864 г. академик Карл Максимович Бэр докладывал Физико-математическому отделению о том, что доктор медицины, член медицинского совета Министерства внутренних дел Егор Иванович Раух (1789–1864) «завещал Библиотеке Академии коллекцию рисунков с изображением естественно-исторических предметов. Частично они принадлежат знаменитой Сибилле Мериан» (13). В конце XIX в. академик М.С. Воронин подарил Ботаническому институту 18 рисунков, которые он привез из своей поездки в Германию (14). О дальнейшем передвижении рисунков М.С. Мериан по институтам Академии наук в Петербурге–Ленинграде подробно описано в ряде статей (15). Отметим, что к сегодняшнему дню в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН хранятся 184 акварели, куда они поступили 4 января 1939 г. из Зоологического музея АН СССР (16).
По описанию в уже упомянутом каталоге Кунсткамеры в Академии наук из акварелей Марии Сибиллы Мериан к 1741 г. находились:
1) 254 рисунка на пергамене, вложенных в два тома: 127 в одном, и 117 (так в тексте, вероятно, опечатка, следует читать «127») в другом – формата Groß Folio, с