Например, знаменитый Леонард Эйлер, академик Петербургской академии наук, породнившийся с семьей Доротеи Марии Гзель, дочери Мериан, с гордостью писал о Марии Сибилле как «замечательной художнице, швейцарке по крови» (4). Но и Россия не обделена вниманием тех, кто соприкасается с творчеством этой удивительной женщины. Во-первых, петербургская коллекция сохранившихся акварелей Марии Сибиллы – одна из самых больших в мире (5). Во-вторых, значительная часть жизни младшей дочери художницы – Доротеи Марии Гзель (1678–1743), была связана с Санкт-Петербургом. В 1717 г. Доротея Мария и ее муж Георг Гзель (1673–1740) были приняты на русскую службу и с октября этого года вместе с детьми поселились в Санкт-Петербурге. Георг Гзель занимался живописью: расписывал плафоны в Летнем дворце царя, писал портреты современников, картины на религиозные сюжеты для Петропавловского собора и Лютеранской церкви св. Петра. Доротея Мария и Георг Гзель занимались оформлением экспозиций Кунсткамеры, а после создания Академии наук обучали рисунку и живописи академических учеников (6).
В Санкт-Петербурге акварели М.С. Мериан хранятся в СПФ АРАН (184 рисунка) и Библиотеке РАН – в Отделе рукописей (так называемая «Studienbuch», в которой было 317 рисунков) и Библиотеке Ботанического института РАН (18 рисунков). Сложившийся комплекс имеет разные источники поступления (7). Прежде всего, это акварели, приобретенные Петром I и его лейб-медиком и хранителем коллекций Робертом Арескиным (1677–1718). 2 января 1717 г. Р. Арескин по указу царя заплатил 3000 гульденов «амстердамскому жителю Юрью Гзелю за две книги больших […], в которых вложены пергаминовые листы, на которых малевано самым добрым мастерством живописным всякие цветы, также бабочки, мушки, и прочие всякие животные» (8). «Пергаминовых листов» было числом 254. Для себя Р. Арескин, имевший к тому времени богатейшую библиотеку и коллекцию минералов, раковин и разных художественных редкостей, также
Акварельный рисунок печеночницы трехлопастной (Hepatica triloba), ириса Юноны (Iris Persica), морозника черного (Helleborus niger), крокуса (crocus spec.?). На тряпичной бумаге. Акварель, кроющие краски.
30,2 х 25,3 см. Прим.: рамка добавлена позднее
Опубл.: Maria Sibylla Merian: Leningrader Aquarelle. Leipzig, 1974. Bd.2. S.171 №2 (описание), табл. между с.176-177.
Около 1665 г. СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.4. Л.1.