что Петр знал о «метаморфозах» насекомых, и возможно, по просьбе Рюйша, наблюдал их. Таким образом, очевидно, что Петр был достаточно наслышан об этой удивительной женщине и заинтересован творчеством Марии Сибиллы Мериан. Несомненно, художественная сторона ее акварелей привлекала Петра, но, прежде всего, его занимала их познавательная и научная ценность. И неслучайно среди сохранившихся в СПФ АРАН акварелей доминируют не декоративные изображения растений, которых Мария Сибилла нарисовала немало, а оригиналы научных иллюстраций.
Акварели М.С. Мериан и все ее научное творчество привлекали внимание уже в первые годы их появления в Санкт-Петербурге. Акварели М.С. Мериан показывались среди особо ценных редкостей Кунсткамеры. О. де ла Мотрэ, посетивший Петербург в 1726 г., вспоминал, что он видел в академической библиотеке «Metamorphosis insectorum et Plantarum Surinamsium etc. … В труде речь идет о различных изменениях или превращениях насекомых, растений, цветов и т.д. Г-жа Мериан превосходно нарисовала много разнообразных растений, особенно цветов, эти рисунки он [И.Д. Шумахер, академический библиотекарь. – Н.К.] показал мне» (33). Акварелями Марии Сибиллы интересовался и царский двор. Так, в 1745 г. художнику Люрсениусу было поручено выполнить копии с 48 рисунков Мериан для императрицы Елизаветы Петровны. При этом было указано, чтобы «кроме копий для ее императорского величества других не делать и не отдавать никуда» (34). К акварелям Марии Сибиллы и к ее книгам обращались петербургские ученые при описании собраний своего универсального музея. В описаниях «натуралий» авторы уже упоминавшегося каталога «Musei imperialis Petropolitani…» ссылаются на научные издания тех лет. В описаниях энтомологической коллекции много ссылок на книги М.С. Мериан (35). Например, из 706 описаний бабочек, выполненных Г. Стеллером, около 100 имеют ссылки на труды М.С. Мериан. Э. Райтсма, при подготовке выставки в 2008 г. в Амстердаме, обратила внимание на экземпляр третьей части книги «Der Raupen wunderbare Verwandelung» из лондонского естественноисторического музея с пометами Д.Г. Мессершмидта, относящимися к 1720 г. (36)
Имелась и еще одна сторона использования рисунков М.С. Мериан. Для Д.М. Гзель они стали образцами, на которых она могла учить своих подопечных молодых академических художников. Доказательством тому служат копии с рисунков Мериан, выполненные М.И. Некрасовым (37) (копии с рисунков №65, 67, 68). Для