Вся наша культура, охватившая всю поверхность земной коры, является созданием научной мысли и научного творчества. Такого положения еще не было в истории человечества и из него еще не сделаны выводы социального характера.
Вдумываясь в происходящий процесс научного развития, можно убедиться, что этот рост не является случайным явлением, он имеет характер стихийного, т.е. естественного процесса, идущего на земной поверхности и связанного с изменениями, происходящими в биосфере» (33).
Вскоре он повторит это определение во французской статье «Автотрофность человечества» (1925). Здесь его идеи упали на благодатную почву и через три года математик и философ Эдуар Леруа, ссылаясь на «La Géochimie» Вернадского, сформулирует термин ноосфера. В тридцатые годы Вернадский уже им пользуется. В книге, тогда не предназначавшейся для печати, он показывает необоримую силу человеческой свободной мысли, запечатленной в научной практике. Под ноосферой лежит геологическая предыстория (34).
В § 14 книги он указывает, что стихийный ход ноосферы сильнее государственных попыток изобрести особый, отдельный от человечества путь: «Эти утопические мечтания не смогут прочно осуществиться. Это неизбежно скажется с ходом времени, рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка».