В середине и конце 1936 г., когда аресты в Академии затронули прежде всего те гуманитарные институты, которые были связаны с Н.И. Бухариным, – Институт истории науки и техники, философии, истории и др., – помимо арестов сподвижников Бухарина (Н. Карев, И. Пригожин, Гарбер, С. Васильев, Я. Урановский и др.) была проведена и профилактическая кампания в высшем звене АН – критике подверглись академики с меньшевистским прошлым, в том числе Волгин, А.М. Деборин и др.
В предвоенные годы Волгин состоял главным редактором «Всемирной истории» (издание было прервано войной). (Всемирная история. Проспект. М.; Л., 1940; Волгин В.П. Всемирная история // Вестник АН СССР. 1941. № 4).
Во время Великой Отечественной войны работал в Уральском университете. В 1942–1953 гг. – вице-президент АН СССР. Волгин был инициатором создания и председателем Группы по изучению истории Франции при Институте истории АН СССР. В 1958 г. он предложил основать и стал главным редактором «Французского ежегодника», который готовился этой Группой при ИИ АН СССР. Возглавлял советские делегации на Всеиндийском научном конгрессе (1947) и франко-советские конференции историков в Париже (1958). Участвовал в работе 1-го (1949) и 2-го (1950) Всемирных конгрессов сторонников мира; в 1949–1950 гг. – член Международного комитета защиты мира.
В 1947–1951 гг. – депутат Верховного Совета РСФСР. В 1947 г. университетом в Дели Волгину была присвоена степень доктора истории honoris causa.
В 1961 г. за разработку истории домарксовых социалистических учений он награжден Ленинской премией.
История творческой деятельности В.П. Волгина приходится на 20–60-е гг. ХХ в., когда он являлся одним из высокопоставленных профессиональных историков в советской исторической науке. В советской историографии Волгина именовали «основателем новой научной отрасли – истории социалистических идей» (см., например: Французский Ежегодник. 1962. М., 1963. С. 487).
Волгин благодаря своим трудам был признан ведущим историком в области изучения социальных идей периода революции. Его работы получили широкое научное признание и переводились за рубежом.Он изучал французское Просвещение и коммунистические идеи того времени, первым предложил принципы классификации утопической мысли и сумел рельефно передать внутреннюю логику системы воззрений ее важнейших представителей (Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1958; Французский утопический коммунизм. М., 1960). Разумеется, работа исследователей в этой области шла в русле освоения наследства «предшественников», изучения одной из исходных вех на пути, приведшем к «единственно верному учению» научного коммунизма.
Работы Волгина в области историографии Просвещения оставались доминирующими в советский период, так как он исследовал идеи крупнейших ее представителей в сферах социально-политической и экономической мысли. Современному читателю, однако, покажется слишком жесткой привязка тех или иных положений их мировоззрений к социальной почве. Взгляд на Просвещение как на «буржуазную идеологию» представляется в настоящее время слишком узким.