Историю Кунсткамеры Петра Великого можно понять только в общем контексте исторического развития России XVIII – начала XIX вв. Создание Кунсткамеры, а затем и Академии наук Петром I несло особую политическую нагрузку: по мнению европейского общества, это было ярким свидетельством изменений, происходивших в России. Государственный статус способствовал развитию Кунсткамеры как музея; определенная при создании Кунсткамеры Петром I публичная доступность музея и библиотеки сыграла колоссальную роль в просвещении и образовании российского общества. С другой стороны, являясь государственным музеем, Кунсткамера находилась в непосредственной зависимости от потребностей и прихотей императорского двора.
Создание Кунсткамеры как универсального музея шло в русле общих просветительских проектов Петра и имело определенное философское обоснование в лице новой эмпирической методологии познания. Вхождение в состав петербургской Академии наук позволило Кунсткамере иметь научно организованные, систематизированные фонды, пополняемые экспонатами, полученными в ходе исследований и академических экспедиций. Фонды музея стали инструментом научных исследований не только петербургских академиков, но и других европейских ученых. Все эти особенности создания и развития Кунсткамеры тесно связаны между собой и одна другой обусловлены. Именно их совокупность позволяет говорить об уникальности петербургской Кунсткамеры.
Прекрасное здание на Васильевском острове и многие сохранившиеся коллекции, которые посетители могут видеть в залах ряда петербургских музеев: Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Зоологического музея РАН, института РАН, Государственного Эрмитажа, а также Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН в Москве остаются памятником Кунсткамере и универсальному гению Петра, его стремлению к созданию великой просвещенной России.