http://93.174.130.82/news/shownews.aspx?id=ff6c803d-50a6-49c5-9b3f-a05df095b23a&print=1© 2024 Российская академия наук
Очередное заседание президиума РАН 26 октября будет посвящено 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, великого писателя и члена-корреспондента Академии наук.
С докладами в основной части заседания выступят:
1. «Достоевский в отражении Запада»- директор Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук Полонский Вадим Владимирович
2. «Достоевский в национальном сознании» - вице-президент Международного общества Ф.М.Достоевского доктор филологических наук Волгин Игорь Леонидович
3. Второе Академическое Собрание сочинений Ф.М.Достоевского в Пушкинском Доме (к 200-летию со дня рождения писателя)
Директор ИМЛИ РАН Вадим Полонский, который представит академикам доклад о влиянии Достоевского на западную культуру, определил место писателя в мировом культурном контексте так:
«Достоевский – ключевой элемент кода и всей европейской традиции религиозной рефлексии, и эпохи великого культурного слома, рубежа веков и XX столетия. И в этом качестве мимо него не мог пройти практически никто из тех больших мировых художников, кто так или иначе нес в себе этот слом. Пожалуй, по степени своей контагиозности, способности инфицировать своим опытом художественные миры, Достоевский действительно уникален.
Ведь даже те, кто сознательно и последовательно автора «Карамазовых» отвергал и бросал ему вызов, оказывались уже в силу неотвязной потребности этой борьбы глубоко от него зависимы и отчасти даже им порабощены. Таких в общем много – от Бунина до Набокова и Джозефа Конрада. Но несравнимо больше тех, кто принял его влияние так или иначе добровольно – от Андре Жида и Альбера Камю на Западе Европы до Акутагавы Рюноскэ и Акиры Куросавы на Востоке Азии.
Выступая незадолго до смерти, в 1880 г., на торжественном собрании по случаю открытия памятника Пушкину в Москве, Достоевский произнес знаменитые слова о «всемирной отзывчивости» как главной черте русского человека, который утверждает себя через открытость вовне, другому, через способность понимать иное и иных, способность в них растворяться. Но писатель подчеркивал, что связывает эти слова с будущим, с той миссией своего народа, которой надлежит реализоваться в грядущем. Насколько будущее оправдало или оправдает эти ожидания романиста - вопрос слишком большой и сложный».