Ученые из
Санкт-Петербургского института истории РАН исследовали ранее неизвестные документы,
связанные с жизнью будущего патриарха Никона в Великом Новгороде (1649-1652
гг.). Это позволило детальнее описать начальный этап раскола Русской
православной церкви, который начался после его реформ. Работа поддержана
Президентской программой исследовательских проектов Российского научного фонда
и опубликована
в журнале Вестник архивиста.
Раскол
в Русской православной церкви начался в 50-х годах XVII века. Он связан с
реформой патриарха Никона, которая была направлена на приближение богослужения
в русской церкви к традициям греческого православия. Различия заключались в
обычаях при проведении обрядов и служб, например, направление движения
крестного хода, сколькими пальцами креститься и прочее.
Группа
ученых из Санкт-Петербургского института истории РАН провела анализ документов
времени архиерейства Никона в Великом Новгороде и начала его патриаршества. Особое
внимание уделили тому, как Никон взаимодействовал с духовными властями
отдельных монастырей. Результаты работы помогли более полно охарактеризовать
начальный этап раскола (50-60-е года XVII века), особенности проведения реформы
в провинции и оценить реакцию духовенства на нововведения.
Историки
проанализировали ранее неизученные документы из архивов Тихвинского Успенского
монастыря и Вологодского архиерейского дома. Они содержат информацию о
деятельности патриарха Никона и отражают реакцию общественности на изменения.
Указы
митрополита Никона свидетельствуют, что он старался контролировать как
хозяйственные вопросы, так и религиозную жизнь жителей Новгородского уезда. Он
давал многочисленные указания о присылке денег, закупке материалов, работе
слуг, посылал людей для проверки выполнения нововведений в монастыре. Такое
вмешательство вызывало недовольство архиереев и различных церковных кругов. Осенью
1651 года было составлено распоряжение о строгом соблюдении Великого поста и
запрете многоголосого пения, поступившее в Тихвинскую обитель. В ее материалах
и документах архиерейского дома удалось выявить, что сопротивление реформам со
стороны монастырского и приходского духовенства не выражалось демонстративным
противостоянием. Литургические песнопения продолжали проводить по прежним
правилам, службы могли вестись поочередно, по старому и новому обрядам. Центром
«раскола» для приходов мог стать Тихвинский Введенский женский монастырь.
Позже, в 1666–1667 гг. для борьбы со старообрядчеством из Тихвинского
Успенского мужского монастыря проводили рассылку назидательной литературы для
ознакомления местных жителей. Однако, в то же время поводом для несоблюдения
введенных реформ часто выступали бытовые проблемы, например, отсутствие
необходимой символики в отдаленных приходах (четвероконечных крестов для печати
на просфорах), книг, а также мира и масла для крещения.
«Проведенное
исследование помогает иначе взглянуть на начало церковного раскола в России
XVII века и увидеть, как религиозные новшества воспринимались на уровне
приходов вдалеке от Москвы», – говорит лауреат Премии президента РФ в области
науки и инноваций для молодых ученых Никита Башнин, кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института
истории РАН.
Картинка
1: патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
Неизвестный автор. Источник: из коллекции музея «Новый Иерусалим».
Картинка
2: план Вологды и окрестностей XVII века. Источник: Никита Башнин.
Картинка
3 и 4: план Тихвинского Успенского монастыря XVII века. Источник: Никита Башнин.