Кубок со «змеевидным» орнаментом из Крыма: загадка происхождения
24.03.2022
Редкий стеклянный кубок конца II – середины III века из
некрополя Фронтовое-3 в Юго-Западном Крыму был изготовлен в одной из мастерских
на периферии Римской империи: к такому выводу пришли ученые, исследовав декор,
форму и состав стекла с помощью метода энергодисперсионной рентгеновской
спектроскопии. Сосуд, украшенный сложным «змеевидным» орнаментом, был сделан из
стекла смешанного состава – это означает, что при его
изготовлении мастера использовали стеклобой. Как правило, такая технология
применялась в мастерских, испытывавших сложности с импортом высококачественного
сырья.
«Найденный во Фронтовом-3 кубок относится к дорогой и статусной
посуде. Как правило, кубки с таким узором изготавливали в трех крупных
стеклоделательных центрах: в Кельне, Паннонии (территория современной Венгрии)
или Сиро-Палестинском регионе из высококачественного египетского сырца. Находка
из Фронтового-3 выделяется из этого ряда: судя по составу стекла, он не мог
быть создан ни в одной из известных мастерских. По декору сосуд похож на
рейнские кубки, но его форма не соответствует западноевропейским образцам.
Кубок невозможно ассоциировать ни с одним центром, и в этом, собственно, и
заключается интрига», – сказала научный сотрудник
отдела классической археологии ИА РАН Лариса Голофаст.
Стеклянный кубок с орнаментом из цветного стекла был найден в
2018 году в погребении конца II – середины III века могильника Фронтовое-3
недалеко от Севастополя. Могильник не был разграблен в древности, как
большинство некрополей времени, поэтому археологи смогли полностью исследовать
его и проследить, как изменялись культура и быт местной варварской общины на
протяжении почти 300 лет. Изучение находок показало, что местные жители находились под сильным влиянием Римской империи, главной базой которой в
Крыму был Херсонес.
Археологи под руководством Алексея Свиридова изучали гробницу с
двумя камерами-подбоями. В одной камере находилось захоронение мужчины среднего
возраста, в другой – женщины 25-45 лет. В женском погребении и был обнаружен
кубок, рядом с другими предметами, указывающими на средний уровень достатка:
бронзовыми и серебряными перстнями, фибулами, бисером из стекла и фаянса.
Кубок изготовлен из бесцветного прозрачного стекла с легким
зеленоватым оттенком и украшен растительным орнаментом из непрозрачного
белого и полупрозрачного бирюзового стекла – стилизованными изображениями
побегов и листьев плюща. Этот декор известен под названием «snake-thread
decoration» или «Schlagenfaden Glas», то есть «змеевидный», потому что линии
орнамента напоминают извивающихся змей. Такие кубки относится к разряду
предметов роскоши: посуда этого типа была неотъемлемой частью сервировки стола
сельской и городской элиты и, как правило, встречается лишь в богатых
захоронениях.
«Это очень редкий сосуд – таких сосудов в Крыму и во всем Северном
Причерноморье найдены единицы. Археологи находят в Западной Европе такие кубки
в статусных и очень богатых могилах. У нас он происходит из совершенно обычного
захоронения, при том, что в некрополе Фронтовое-3 есть богатые погребения. Это
факт интересный и необъяснимый», – рассказала научный сотрудник отдела
классической археологии ИА РАН Лариса Голофаст.
Чтобы определить возможное место происхождения кубка из
Фронтового-3, ученые изучили химический состав стекла с помощью метода
сканирующей электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеноспектральным
анализом. Исследование показало, что в стекломассе, из которой был сделан
кубок, содержатся два обесцвечивателя – сурьма и марганец. Это говорит о том,
что масса, из которой был изготовлен сосуд, содержала примесь стекла вторичной переработки,
то есть стеклобоя.
«В римское время существовало разделение производственных
стеклоделательных процессов: в "первичных" мастерских,
преимущественно сиро-палестинских и египетских, варили сырец. Затем
полуфабрикаты распространялись по разветвленной сети "вторичных"
мастерских Римской империи, производивших готовые изделия, но не варивших
стекло самостоятельно. В сырце из стекловаренных центров всегда присутствует
только один обесцвечиватель. В стекле кубка из Фронтового-3 содержатся два
компонента», – пояснила научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого
переселения народов и раннего Средневековья Института археологии РАН Ольга Румянцева.
Как отметила исследователь, кубок отличается высоким качеством
изготовления, и визуально использование стеклобоя не заметно: нет ни пузырьков,
ни темных включений. Это свидетельствует о том, что стеклобой отбирался очень
тщательно: он был также бесцветным и высокого качества. Но вторичное
использование стекла в производстве престижной столовой посуды – явление, не
характерное для большинства европейских материалов конца II – первой половины
III века.
«Вероятно, это связано с тем, что мастерская, в которой был
изготовлен кубок, испытывала недостаток полуфабрикатов – стекла-сырца, и
поэтому использовала "вторсырье", впрочем, очень качественное и
тщательно отобранное. Скорее всего, кубок был изготовлен в одной из мастерских
на периферии Римской империи, но совершенно точно – на европейской территории»,
– рассказала Ольга Румянцева.
Пресс-служба Института археологии РАН