http://93.174.130.82/news/shownews.aspx?id=c1615c9b-5910-4bde-8e97-cfd61cdc2cc3&print=1
© 2024 Российская академия наук
Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов
родился 8 марта 1939 года в ауле Алкадар Касумкетского (ныне — Сулейман
Стальского) района Дагестанской АССР. Родной язык — лезгинский, когда в 1946
году он поступил в русскую школу в пос. Избербаш, еще не знал русского языка.
В 1961 году окончил философский
факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и там
же в 1964 году аспирантуру. Далее в МГУ им. М.В. Ломоносова: ассистент, доцент,
профессор. В 1967 году командирован в Польшу в составе делегации ЦК ВЛКСМ. В
1970-1971 гг. прошёл научную стажировку в Берлинском университете имени
Гумбольдта. С 1987 года — в Институте философии РАН: в 1987-1994 гг. — зав.
сектором этики, в 1989-1994 гг. — зав. отделом философской антропологии и
аксиологии, в 1994-2005 гг. — зам. директора, в 2006-2015 гг. — директор
Института. Далее — научный руководитель Института, главный научный сотрудник. С
2021 года — вновь директор (врио) ИФ РАН.
В 1996-2014 гг. — заведующий Кафедрой
этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1978-1980 гг. — приглашенный профессор
в Берлинском университете им. Гумбольдта, в 1985-1986 гг. — приглашенный
профессор в Карловом университете в Праге.
Член-корреспондент РАН c 1997 года, академик
РАН c 2003 года — Отделение общественных наук.
Академик А.А. Гусейнов — выдающийся
российский философ, широко известный в нашей стране и за рубежом как крупный
специалист в области истории и теории этики. Сфера его научной деятельности —
теория морали, история философии и этики, античная этика, мораль в контексте
культуры, нормативная этика, мораль и политика, социальная философия, этика
ненасилия. Он по праву считается лидером современной отечественной этики —
благодаря его идеям и концепциям, масштабным и оригинальным проектным
начинаниям — исследовательским, издательским, научно-организационным.
А.А. Гусейнов первым в отечественной
философии в начале 70-х годов исследовал золотое правило нравственности как
наиболее точное выражение специфики моральной регуляции: этот подход в эпоху
крушения ряда идеологических установок сталинского периода оказался чрезвычайно
востребованным властью, появилось множество его ученых-последователей.
Он — родоначальник важного поворота в
современной философии: благодаря его работам происходит осознание философией
своего этического смысла и пафоса — этот поворот принят и признан, в частности,
на XXIII Всемирном философском конгрессе в Афинах (2013) А.А. Гусейнов сделал
пленарный доклад «Философия как этический проект». Он был одним из инициаторов создания
«Новой философской энциклопедии», удостоенной Государственной премии РФ.
В 1964 году защитил кандидатскую
диссертацию «Условия происхождения нравственности», в 1977 году защитил докторскую
диссертацию «Социальная природа нравственности», с 1982 года — профессор.
В основе творчества А.А. Гусейнова лежит
философское понимание мира и его явленности человеку как субъективно освоенной
реальности, как содержания его собственной деятельности, а понимание
нравственности — как индивидуально ответственного способа существования в мире.
Первая статья А.А. Гусейнова «Проблема
происхождения нравственности (на материале развития института кровной мести)» —
работа, в которой неявно предлагается альтернативный подход к исследованию
морали. Тогда преобладала точка зрения, согласно которой мораль формируется в
ходе развития первичных форм трудовой деятельности в ответ на порождаемые этой
деятельностью потребности; мораль ассоциировалась с сознанием вообще, и ее
проявления усматривались в древнейших осознанных действиях первобытного
человека в отличие от инстинктивных действий предчеловека. А.А. Гусейнов же
указывал, что труд был условием возникновения человеческого общества вообще и
должен считаться основой не только морали, но и других форм общественного
сознания. А.А. Гусейнов предложил связать выяснение условий происхождения
морали с изучением социальной практики, специфической для первобытной эпохи —
он избрал институт кровной мести и его эволюцию в процессе развития и
социальной дифференциации первобытного общества. Показал, что обычай кровной
мести в процессе длительного развития архаического общества меняется:
возможность полного произвола в его осуществлении уступает место постепенно
усиливающимся ограничениям масштаба ответного возмездного действия. Исторической
предпосылкой морали является регулятивный механизм, когда возникающие конфликты
разрешаются на основе равного возмездия (типа «око за око»). Так древний обычай
кровной мести принимает форму талиона — жесткого ограничителя ответных действий
враждующих коллективов и представляющих их индивидов. Значительные изменения в
характере кровной мести А.А. Гусейнов связывал с развитием разделения труда,
появлением семьи и обособлением индивида от коллектива, общества. А.А. Гусейнов
увидел в изменениях способа регуляции именно этого института древнейшего
общества (а не в даре, не в благодарности, не в заботе) прототип нравственности
с ее требованиями индивидуальной самостоятельности и ответственности.
А.А. Гусейнов сформулировал гипотезу о
стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление индивида
от родоплеменной общности в качестве самодеятельной личности, это — основной
результат его кандидатской диссертации. Еще знакомясь с литературой в
библиотеке Гумбольдтского университета в Берлине, А.А. Гусейнов изучил несколько
работ немецких авторов, посвященных золотому правилу. Он первым в отечественной
философии в начале 70-х годов всесторонне проанализировал золотое правило
нравственности и пришел к выводу, что оно — наиболее адекватное выражение
специфики моральной регуляции. Всесторонне исследовал генезис и структуру золотого
правила нравственности, что способствовало пониманию морали как духовного
базиса культуры. В книге «Золотое правило нравственности» (вышла в трех изданиях
в 1979, 1982, 1988 гг., переведена на болгарский, испанский, немецкий,
словацкий языки), А.А. Гусейновым показана негативно-преемственная (дающая
новое качество) связь золотого правила с талионом.
Исследование А.А. Гусейновым золотого
правила получило иной характер по сравнению с исследованием кровной мести и
талиона, основные выводы относительно золотого правила были им сформулированы в
порядке обобщения историко-философского и историко-культурного материала. — На
уровне морального сознания и моралистической рефлексии золотое правило в
концентрированном виде выражает суть и смысл морали! История философии сама по
себе предоставляет значительный материал для философско-этического осмысления и
обобщения, и А.А. Гусейнов поставил перед собой задачу корректного и
обоснованного отбора этого материала. Так А.А. Гусейнов открыл золотое правило для
советской этики, для отечественного читателя, который в лучшем случае связывал
золотое правило с одной из библейских заповедей, фактически не осознавая его
этического смысла.
В начале 1970-х гг. необходимость
разработки курса лекций по истории этики на Кафедре этики философского
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова приводит А.А. Гусейнова к углубленному
изучению античной этики, особенно этического учения Аристотеля. Благодаря ему
традиция этического аристотелизма оказалась внедренной в советскую, а затем
российскую этику. Надо сказать, именно он не так давно инициировал двуязычное
издание не переводившейся прежде «Евдемовой этики».
Исходя из единства теоретического содержания
и нормативных целей этики, А.А. Гусейнов предложил систематизацию
историко-этического процесса. В работах «Введение в этику» (1985) и «Краткая
история этики» (1987, совместно с Г. Иррлитцем, переведена на китайский,
сербский языки) античная этика предстает по преимуществу как учение о
добродетелях, средневековая этика — как учение о благах, а этика Нового времени
представляет собой различные опыты теоретического синтеза двух фундаментальных
характеристик морали: произвольности и общезначимости. А.А. Гусейнов вообще
вывел на новый уровень историко-этические исследования своими собственными
работами, посвященными Аристотелю и стоикам, Спинозе и Канту, Шопенгауэру и
Ницше, Толстому и Швейцеру. В книге очерков «Великие моралисты» им представлены
этические учения учителей человечества.
В конце 1980-х гг. А.А. Гусейнов
сформировал новое направление исследовательской работы — этика ненасилия, ввел
идею ненасилия в позднесоветский философско-публицистический контекст. Показал,
что насилие и ненасилие следует понимать не только как альтернативные варианты,
но и как исторически последовательные стадии в борьбе за социальную
справедливость; интерпретировал ненасилие как такую конкретизацию принципа
любви, которая блокирует возможности его морализирующей фальсификации; показал
принципиальную невозможность обоснования насилия с помощью моральных
аргументов. Тогда же он инициировал создание общественного
научно-просветительского центра «Этика ненасилия», который за 10 лет осуществил
ряд исследовательских, издательских и образовательных проектов, содействовавших
разработке связанной с ненасилием проблематики и ее философской «легитимации».
Награжден дипломом ЮНЕСКО (1996) с вручением медали Махатмы Ганди «За
выдающийся вклад в развитие толерантности и ненасилия».
С именем А.А. Гусейнова связан ряд
оригинальных идей: интерпретация классической европейской этики как различных
опытов духовного преодоления противоречия между счастьем и добродетелью;
обоснование того, что этика и моральное сознание образуют единый духовный комплекс,
не укладывающийся в схему науки и ее предмета. А.А. Гусейнов предложил
интерпретацию важнейших этико-нормативных программ как различных версий решения
одной и той же проблемы единства добродетели и счастья. Им разрабатывается
этическая теория, исследующая условия соединения абсолютности нравственного
закона с неповторимостью (единственностью) каждого нравственного поступка.
Идея А.А. Гусейнова негативной этики —
интеллектуальный прорыв. Нравственность — это область практики: я действую в
рамках своего суверенного выбора, свободно и независимо. Именно я в
единственности своего существования, а не абстрактно-безличное понятие человека
вообще. Так же понимал нравственность Д.С. Лихачев, когда говорил, что совесть
— рулевой человека в пути по жизни.
Проблема нравственности как руководства
к действию содержит внутреннее противоречие — с одной стороны, она является категорией
практики, но, с другой стороны, абсолютность идеальных устремлений сталкивается
в реальности с ограничениями. Это — прямой вызов устоявшейся точке зрения,
которая подчеркивает безусловность нравственности и придает ей достоинство
философского «принципа номер один». Концепция негативной этики А.А. Гусейнова, сформулированная
им в 1997 году, преодолевает данное противоречие: фундамент морали составляют
абсолютные и безусловные запреты. Так впервые прозвучал тезис о том, что
нравственные требования выступают именно в форме запретов.
Эта этическая теория А.А. Гусейнова исходит
из того, что специфика морали связана с модальностью сослагательного
наклонения, моральные мотивы образуют особый (вторичный, сверхмотивационный)
уровень субъективной детерминации поступков, безусловность морали приобретает
практическую действенность в форме запретов (см. его работы «Сослагательное
наклонение морали», «Об идее абсолютной морали»). А.А. Гусейнов показывает, что
следование нравственно санкционированным запретам — это не пассивное состояние,
а активная, духовно насыщенная работа, требующая интеллектуальной честности и
душевного напряжения, это поступки, хотя и негативные, тем не менее, поступки в
полноценном смысле данного понятия. Нравственные запреты являются нормативно
цементирующим фактором общества и реальным каналом нравственной связи индивида
с другими людьми, его позитивного нравственного воздействия на окружающих. А.А.
Гусейнов аргументирует, почему нравственные повеления приобретают действенную
форму только в качестве запретов. Негативная этика А.А. Гусейнова — это оригинальный
теоретический феномен!
Уже в течение многих лет А.А. Гусейнов
обосновывает взгляд об особой роли этики в философии. Этика — не только одна из
частей (аспектов) философии, она является ее внутренней движущей силой:
философия возникает в рамках человеческого поиска справедливой и совершенной
жизни и сама (не только в своих специальных этико-нормативных выводах, но также
в основных теоретических и методологических основаниях) может быть
интерпретирована как этический проект.
А.А. Гусейновым рассматривается новое
понимание морали и культуры как соразмерных и взаимно дополняющих друг друга
форм деятельности человека. По А.А. Гусейнову перспектива глобальной общности
людей может быть только посткультурной (сверхкультурной) стадией; она не только
не отменяет реально существующее и принципиально не сводимое друг к другу
многообразие культур, но лишь при их сохранении и на их основе оказывается
вообще возможной. Диалог культур предстает как форма выявления, сохранения и
закрепления их многообразия.
Для А.А. Гусейнова характерны постоянные
усилия по расширению дисциплинарно-предметных рамок этики, выходу этики на
широкую философскую «арену», открытию этики для специалистов других областей
философии и гуманитарного знания вообще. Он предложил концепцию нового учебника
по этике, общий тираж которого к настоящему времени превысил 70 тыс. экз. Ему
принадлежит идея и теоретический замысел энциклопедического словаря «Этика».
Был командирован на XVI Всемирный
философский конгресс (Дюссельдорф, ФРГ), далее (начиная с XIX) был участником
всех Всемирных философских конгрессов, всех Российских философских конгрессов. Являлся
инициатором многих проектов, среди которых — создание научно-просветительского
центра «Этика ненасилия», выпуск альманахов «Этическая мысль» (1988, 1990, 1991,
2000, 2001), книжных серий «Библиотека этической мысли» и др. Является
руководителем проекта создания Электронной философской энциклопедии, членом
редакционного совета серий «Философия в России второй половины XX века» (21
том) и «Философия в России первой половины XX века» (37 томов).
В 1994 году вместе с академиком В.С.
Степиным стал «отцом-основателем» Государственного академического университета
гуманитарных наук (ГАУГН).
Профессор А.А. Гусейнов читает общие и
специальные курсы «Античная этика», «Этика Аристотеля», ««Никомахова этика»
Аристотеля», «Этика Канта», «Великие моралисты», «Актуальные проблемы этики»,
«Мораль и политика», «Свобода воли и ответственность», «Негативная этика», «Генеалогия
морали». В качестве приглашённого профессора читал курсы лекций в Новгородском,
Латвийском и в ряде других университетов.
Из интервью А.А. Гусейнова: «Идет
процесс индивидуализации морали. Право решать, что нравственно и
безнравственно, общество делегирует отдельным личностям и группам людей. Человек
узнает себя, обнаруживая, что единственная область, где он может свободно
распоряжаться собой — есть область его отношений с другими. Здесь заключена
тайна морали: то, чем буду я, зависит от того, как я связан с другими. Мораль
возникает там, где индивид встречается с обществом, человек с человечеством.
Она есть качество индивида, взятого в аспекте его общественного содержания, или
(что одно и то же) качество общества, взятого в аспекте его индивидуального
бытия, т.е. она есть качество общественных отношений, составляющих сущность
человека.
Золотое правило, это не правило, которое
аморального человека делает моральным — это правило, которое помогает
моральному человеку находить правильные решения в трудных ситуациях. Мораль
следует искать там и в том, где и в чем власть человека, принимающего решения
относительно своих действий. Соответственно, заменить человека в качестве
разумного существа никакой робот не может.
Не все понимают и принимают концепцию
негативной этики, хотя она может стать отправным пунктом для нового образа
морали в современном мире, который как бы эмансипируется от морали. Для мира надо
найти такой образ морали, который в ней не нуждается, додумать до конца идею
автономии морали как способа существования моральных индивидов. Кант, кстати,
хотел создать теорию для общества, которое не нуждается в нравственной опеке.
Это должен быть такой моральный закон, который человек сам для себя создает и
сам его применяет. Этот закон, если он моральный, не может быть некоей
абстракцией, он должен быть предельно конкретен, дан нам в поступках, а иначе
его как морального не существует. Далее — он должен быть дан в форме таких
поступков, относительно которых нельзя обмануться, которые были бы однозначными
и в своем фактическом содержании, и в своем нравственном основании. Это значит,
моральный закон нам дан в образе негативного поступка, совпадает с неким
абсолютным запретом. А все остальное — ваша свобода. Вы сами решаете, как
поступать, каждый раз по-разному. Абсолютные моральные запреты задают
предельную меру человечности.
Мы еще плохо усвоили, что поза учителя
морали — фальшивая поза. Согласен, что всеобщая форма, которую имеют моральные
требования, более провоцирует и толкает к моральной демагогии. Но моральные
нормы, например, золотое правило, существуют для того, чтобы человеку самому с
собой разобраться, а не для того, чтобы учить другого. Морализаторство или
моральная демагогия имеют место тогда, когда моральные понятия используются как
форма господства одного человека над другим, форма духовного прикрытия такого
господства — когда он начинает говорить от имени морали вообще. Как известно,
святой, считающий себя святым, святым не является. Выводы: а) никто не может
говорить от имени морали; б) один человек не может судить другого, как если бы
он знал, что есть добро, а что есть зло. Поэтому древние были более точны,
когда формулировали моральные требования в форме запретов.
У меня нет никакого сомнения — новый
образ морали будет создан на основе концепции негативной этики. Это некое
условие возможности существования людей в качестве людей, т.е. другое
представление о морали. Бескрайний космос со всеми законами биологии, химии и
пр. — огораживается через несколько абсолютных запретов этико-гуманитарного
существования. Я думаю, негативная этика — моя счастливая находка.
Философия без этики — все равно, что
человек без сердца. Не может быть такого, чтобы философская система сохраняла
свою самодостаточность, ценность при одновременном крахе ее этических проектов.
Понять мораль можно, только создав ее философский образ, а создать ее философский
образ можно, только раскрыв моральный статус самой философии.
У нашего Института философии РАН есть
исключительно важная функция — быть посредником между обществом и всей историко-философской
традицией: стоять на страже того, чтобы важнейшие достижения философии были
представлены в нашей культуре. Мы чувствовали и чувствуем себя ответственными
за состояние философии в стране.
Сегодня в условиях несомненного краха
надежд на решение человеческих проблем через научно-технический прогресс,
материальное благополучие, философии предстоит найти новую основу своей
нравственной легитимации. Уже ясно, что проект глобализации в том виде, который
навязывают США, нам не подходит. Он вообще является тупиковым, если не
гибельным. России необходимо собственное видение мирового развития, надо найти
свое место в мировом сообществе. И во внутренней политике провалилось простое
следование западным лекалам. Надо искать российские формы организации жизни. А
это уже требует философского взгляда на мир. Мораль — политика индивидуальной
жизни, политика — мораль коллективной жизни».
А.А. Гусейнов создал свою научную школу
философской этики — среди его учеников 10 докторов и более 40 кандидатов наук.
Он — автор более 500 научных и
научно-популярных работ, 15 монографий, учебных пособий. В том числе книг «Великие
пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней» (2009), известного
учебника для вузов «Этика» (совместно с Р.Г. Апресяном).
Работы А.А. Гусейнова широко известны:
«Этика Аристотеля», «Золотое правило нравственности» (1979, 1982, 1988 гг.),
«Философия. Мораль. Политика», «Античная этика», «Социальная природа
нравственности», «Мой Зиновьев», «Проблемы философской этики = Problems of
Ethics» (на кит. яз.), «Философия — мысль и поступок», «Негативная
этика», «Этика и культура», «Язык и совесть», «Die
sozialen Grundlage der Moral» (в соавт.), «Новые имена — старые идеи», «Истоки
нравственности», «Молодежи об общественном прогрессе», «Марксизм о личности», «
«История этических учений» (в соавт.) и др.
Член редколлегии журналов «Вопросы
философии» и «Философский журнал», «Философские науки», главный редактор
журнала «Social Sciences» («Общественные науки») на англ. яз., журнала «Этическая
мысль»инициатор и главный редактор изданий трудов И. Канта, М. Оссовской, А.
Швейцера, А. Шопенгауэра, соредактор сборника «Свободное слово.
Интеллектуальная хроника десятилетия (1985-1995)», коллективных трудов — «Освобождение
духа», «Практическая и прикладная философия» и др.
Почетный доктор Санкт-Петербургского
гуманитарного университета профсоюзов, Почетный доктор лейбницевского
сообщества (Берлин), Почетный профессор Новгородского государственного
университета, Китайского народного университета (Пекин), действительный член
Международного института (Академии) философии (Париж, Франция).
С 2009 года — вице-президент Российского
философского общества, член экспертной комиссии Российского Совета олимпиад
школьников (РСОШ) по комплексам предметов «Гуманитарные и социальные науки».
Лауреат Государственной премии РФ.
Скульптурный портрет А.А. Гусейнова,
вылитый в бронзе, установлен в Аллее почетных докторов СПбГУП в
Санкт-Петербурге в одном ряду с бюстами Д. Лихачева, Д. Гранина, А. Петрова, Г.
Свиридова, Ж. Алферова и других выдающихся россиян.