http://93.174.130.82/news/shownews.aspx?id=b1e1b4ab-5e31-427e-95b3-055669c2d5cb&print=1
© 2024 Российская академия наук
Пресс-релиз Института
археологии РАН
Терракотовая голова,
найденная в районе мыса Ак-Бурун.
Естественнонаучные
методы позволили установить возраст и первоначальный облик античной терракоты
Античная терракотовая
голова, найденная во время подводных археологических раскопок перед
строительством Крымского моста в 2017 году, изначально была раскрашена: ученые
из Института археологии РАН и НИЦ «Курчатовский институт» изучили скульптуру
при помощи методов оптической и растровой электронной микроскопии,
энергодисперсионного рентгеновского микроанализа, рентгеновской дифракции и
инфракрасной спектроскопии. Исследование позволило реконструировать
первоначальную раскраску терракоты и установить, что борода и волосы скульптуры
были покрыты составом на основе древесной смолы. Исследования проводились в
Лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных науках Курчатовского
института при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
«Контекст этой
находки во многом неясен: мы не знаем, как она использовалась, и только
применение высокотехнологичных и нестандартных приемов естественнонаучного
анализа могут прояснить датировку, ее изначальный облик и происхождение. Уже
получены данные, позволяющие понять, как она была раскрашена. Совершенно
неожиданно удалось получить органические материалы для датирования
радиоуглеродным методом — это редкий случай использования радиоуглеродного
датирования для определения времени создания предметов античного искусства»,
– сказал директор Института археологии РАН академик Николай Макаров.
Общий вид терракотовой
скульптуры и мест отбора проб.
В 2017 году Подводный
отряд Института археологии под руководством Сергея Ольховского исследовал
крупное скопление древней керамики на дне Керченской бухты, которое
представляет собой культурный слой, отложившийся в гавани древнегреческого
города Пантикапей в период с VI века до н.э. по VIII век н.э. и перемещенный к
мысу Ак-Бурун в результате дноуглубительных работ 1970-х годов.
Одной из находок стало
полое терракотовое изображение мужской головы в пропорциях взрослого человека.
Как показали первичные исследования, голова (возможно, античного божества) была
сделана из пористой глины методом оттиска с матрицы. Античный мастер
гравировкой по сырой глине обозначил волосы и бороду, затем изделие прошло
обжиг: такая технология широко применялась уже в VI веке до нашей эры, но
обычно для изготовления небольших тонкостенных статуэток. Любопытно, что
скульптура объединила в себе художественные приемы двух или трех
изобразительных школ: верхняя часть лица выполнена в архаической традиции
(резкие переходы, крупные глаза), а изображение носа, губ и бороды — в
восточных канонах. Это позволило предположить, что скульптура была изготовлена
в небольшой мастерской одного из греческих городов Малой Азии, подражавшей
известным центрам и передававшей портретное сходство с исторической личностью.
Первоначальной скульптура датировалась V веком до н. э. — эпохой
греко-персидских войн и периодом расцвета классической греческой культуры.
Во время первичной
очистки от донных отложений специалисты ИА РАН отобрали образцы с разных
участков поверхности скульптуры: с внутренней части изделия, из области усов,
ноздрей, верхней губы и из углубления линии волос, обозначающих бороду. Все эти
фрагменты были очень маленького размера (диаметром не более одного миллиметра)
и не причинили никакого ущерба скульптуре. Образцы были переданы для
исследований в НИЦ «Курчатовский институт».
«Проведенные
исследования позволили воссоздать первоначальный облик античной терракоты,
определить точный состав использованных пигментов и установить способ
изготовления скульптуры, – рассказала Екатерина Яцишина,
возглавляющая лабораторию естественнонаучных методов в гуманитарных науках
НИЦ «Курчатовский институт».
Графическая
реконструкция окраски античной терракоты. Справа реконструированный вариант
Ученые изучили все
образцы с помощью методов оптической и растровой электронной микроскопии (РЭМ)
и обнаружили в пробах, взятых с лицевой части, наличие органических соединений.
Один из образов из внутренней части скульптуры состоял из свинца: вероятно, это
был остаток крепления, находящегося внутри статуи.
Образцы, содержащие
органику, исследовали методом ИК-спектроскопии. В итоге были получены спектры,
характерные для материалов, содержащих древесную смолу хвойных деревьев.
Исследование с помощью
ИК-спектроскопии также выявило наличие в пробах минералов, предположительно
якобсита и браунита: эти минералы содержат соединения марганца и традиционно
использовались для создания темного пигмента. Минералы практически
отсутствовали в средней части образцов, но интегральные данные рентгенофазового
анализа свидетельствуют о том, что эти минералы были в смоляных образцах до
взятия микропроб из толщи. Это позволило сделать вывод, что смола
использовалась как подстилающая основа, на которую был нанесен краситель.
Тщательный осмотр и
проведенная в Керченском музее фотограмметрическая съемка скульптуры показали,
что в углублениях, имитирующих бороду и волосы, а также в межгубной щели
находятся фрагменты темно-коричневого материала. Слабые пятна сохранились также
на некоторых участках ровной поверхности посреди линий волос. После графической
реконструкции окраски скульптуры методом усиления цветового контраста эти пятна
проявились в виде сплошного покрытия, но при этом на поверхности лица, щеках,
лбу и в ушных раковинах темный материал и пигментные пятна отсутствовали.
Это позволило
предположить, что зона «волосяного покрова» терракоты была залита смолой хвойного
дерева — сандараком. Использование смолы в качестве защитного покрытия широко
использовалось во времена античности зафиксировано античными историками: так,
Павсаний писал о покрытых смолой медных щитах лакедемонян, взятых в плен
афинянами в битве у острова Сфрактери, а Плиний упоминал о традиции покрывать
статуи жидкой смолой, как для защиты, так и в качестве подстилающего слоя для
наклеивания золотой фольги. Вероятно, автор скульптуры также использовал смолу
как адгезивную основу для нанесения темно-коричневого минерального красителя.
В пробе, взятой из
уголка левой губы терракоты, ученые обнаружили высокое содержание гипса —
именно этот слой выглядит как беловатый оттенок на губах. Также образец показал
наличие железа. Это сочетание позволило предположить, что губы статуи были
окрашен в красный цвет: поверх гипсового слой, который использовался как
выравнивающее покрытие, был наложен краситель из красной охры.
Радиоуглеродное
AMS-датирование образца смоляного покрытия, поведенное в Центре изотопных исследований
Университета Джорджии (США) позволило определить дату создания статуи – V век
до н.э.
С помощью методов
нейтронной и рентгеновской томографии на основе анализа выявленных
технологических швов исследователи установили, что скульптура была создана
методом лепки с последовательным добавлением профильных деталей к глиняной
основе. Вероятно, она крепилась нижней частью к утраченной опоре или основанию
с помощью свинцовой стяжки. Все томографические исследования проводились
неразрушающими методами, позволившими провести мониторинг скрытых полостей и
трещин, которые могут представлять в дальнейшем угрозу сохранности ценной
находки.
Как полагают
исследователи, скульптура предназначалась для установки на корабле: скульптура
была прикреплена с помощью свинцовых креплений, а смола, покрывающая терракоту,
препятствовала разрушающему действию морской воды.
Пресс-служба Института
археологии РАН:
press@iaran.ru