В Болгаре найдена мастерская по обработке янтаря времен Золотой Орды
28.02.2019
Янтарь-сырец, заготовки и изделия из янтаря, найденные на территории
мастерской.
Во время раскопок на
Болгарском городище (Спасский район Татарстана) ученые Института археологии РАН
обнаружили мастерскую по обработке янтаря конца XIII -
начала XIV века, в которой работали выходцы из русских земель. В сочетании
с предыдущими исследованиями находка доказывает гипотезу о существовании в
центральной части крупнейшего торгового и ремесленного центра Золотой Орды
мастерской русских ремесленников и добавляет новые данные в историю
Волжской Булгарии и средневековой Руси.
«Мастерская существовала в период подъема городской культуры Болгара после
разрушительных событий, связанных с захватом Волжской Болгарии монголами.
Находка подчеркивает международные связи Болгара и высокий уровень стабильных
торговых отношений этого времени: ремесленники из русских земель, Нижнего
Поволжья, Закавказья и других земель жили рядом, работали, торговали и получали
материал для своих изделий из регионов, довольно далеко находящихся от Волжской
Булгарии», — говорит руководитель раскопок на Болгарском городище, научный
сотрудник отдела средневековой археологии ИА РАН Денис Бадеев.
Болгарское городище. Фото (с) Болгарский государственный
историко-культурный заповедник.
Болгарское городище: историческая
справка
Территория Болгарского
городища (Спасский район республики Татарстан) была заселена достаточно
давно: здесь обнаружены поселения эпохи неолита, бронзы и раннего железного
века, в VI — VII веках нашей эры здесь находились поселения именьковской
культуры. В VIII — IX веках в эти места приходят булгары — тюркские племена,
вытесняемые из Северного Причерноморья и Нижнего Поволжья. Они
основали город Болгар, который впоследствии стал столицей Волжской
Булгарии и известной международной торговой площадкой, на которую
стекались товары из Европы, Средней Азии, Китая, Кавказа и Ближнего
Востока. Позже, после захвата Волжской Булгарии монгольскими войсками,
Болгар стал первой столицей Золотой Орды. Конец XIII — первая половина XIV
века считается точкой наивысшего подъема Болгара: в это время в центре
Болгара были построены Соборная мечеть, Северный и Восточный
мавзолеи, вокруг которых располагались торговые и ремесленные районы.
В 1361 Болгар был сожжен во время междоусобных золотордынскийх войн. Это
стало началом конца города: через сто лет, в 1431 году, Болгар был окончательно
разрушен, столицей Волжской Булгарии стала Казань, а Болгар остался лишь местом
поклонения мусульманским святыням. В 1552 году Иван IV присоединил Казанское
ханство к Русскому царству. В XVIII веке возле Болгар был основан
православный монастырь.
Первое описание Болгарского
городища было составлено в 1712 году дьяком Михайловым, который, описывая
местность перед строительством монастыря, отметил в нем около 70-ти построек,
оставшиеся от разрушенного города. Позже планы и рисунки памятника составили
Петер Симон Паллас и Иван Иванович Лепехин во время экспедиции
Академии наук в Поволжье. На протяжении XVIII и XIX века в Болгары
приезжали художники, путешественники, писатели и ученые, которые
составили описания и чертежи руин древнего города. Тогда же ученые и
путешественники начали собирать первые коллекции из болгарских находок: по
свидетельству историков, коллекции монет и украшений составлялись при помощи местных
жителей, которые просто подбирали предметы, вымываемые из почвы после дождя.
Археологическое изучение памятника частично проводились уже в конце XIX века,
но систематические работы на городище начались в 1938 году объединенной
экспедицией Государственного исторического музея, Института истории
материальной культуры АН СССР и Государственного музея ТАССР. В период
1950-1955 годов перед строительством Куйбышевской гидроэлектростанции были
изучены пригород и посад, которые должны были уйти под воду после образования
Куйбышевского водохранилища.
В 1969 году был создан Болгарский государственный историко-архитектурный
заповедник, центром которого стало Болгарское городище. Здесь продолжались
археологические раскопки, а также начались работы по реставрации и консервации
памятников. В 2010 году в рамках реализации проекта «Культурное наследие:
остров-град Свияжск и Древний Болгар» на городище начинается восстановление
архитектурных памятников, проводятся масштабные археологические исследования. В
2014 году было принято решение включить Болгарский историко-археологический
комплекс в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Участки раскопа: вид сверху.
Базар и мастерская
В 1989-1990 годах экспедиция Института археологии РАН обнаружила в 150 метрах
от Соборной мечети остатки монументальной постройки, которая была
интерпретирована как здание городского базара середины XIV века. Последующие
раскопки Института археологии РАН, возобновленные в 2011 году совместно с
экспедицией Института истории Академии наук Татарстана (с 2013 года — Института
археологии АНТ) выявили планировку здания. Оказалось, что базар, который был
разрушен не позже 70-х годов XIV века (вероятно, в результате вооруженного
конфликта), возник в ремесленном районе города. Здесь располагались усадьбы
мастеров, которые специализировались на обработке цветных металлов,
производстве бус и перстней из стекла, изделий из кости и рога. В 2018 году на
одной из усадеб были обнаружены предметы, указывающие на существование
ювелирной мастерской, в которой изготавливали предметы из янтаря.
Археологи нашли около 0,7 кг
янтаря-сырца, обрезки янтаря, заготовки и сами изделия, среди которых больше
всего было бус битрапецоидного сечения и подвесок с ромбическим завершением.
Также мастерская занималась производством прямоугольных вставок, цилиндрических
и дисковидных бус, каплевидных подвесок. Доказательством того, что здесь
находилась мастерская, а не торговая лавка или склад для хранения партии
товара, служат не только найденные отходы, заготовки, но и ремесленный
инструментарий — нож с изогнутой спинкой, небольшое долотце, напильник
квадратного сечения, шилья, иглы. Здесь же была найдена серебряная монетовидная
подвеска, которая представляет собой копию золотого динара середины XIII века.
Находящиеся в этом же слое золотоордынские монеты второй половины XIII века, а
также полное отсутствие монет периода правления хана Узбека, позволили
исследователям уверенно говорить, что мастерская существовала в период конца
XIII — начала XIV века.
«Когда находят какие-то интересные артефакты, всегда появляется соблазн
решить, что их изготавливали именно в этом месте. Но доказать это обычно
сложно, если нет сырья, заготовок, инструментов и брака. Мы нашли свидетельства
всего производственного процесса: и сырье, и заготовки, и брак, и сами изделия»,
— уточняет Денис Бадеев.
Ювелирные инструменты и изделия из янтаря, найденные на территории
мастерской.
Как полагают исследователи, в мастерской работали выходцы из русских
земель. На месте мастерской были обнаружены красноглиняные и белоглиняные
горшки, характерные для русских земель, причем на одном из черепков
сохранилась процарапанная по сырой глине кириллическая буква «А». Также здесь
были найдены каменные и бронзовые нательные кресты, а среди кухонных остатков —
свиные кости.
«Пока не очень понятно, была ли вся „русская керамика“ привозной. Возле
Болгара есть только красножгущиеся глины, и, если красноглиняную керамику могли
изготавливать где-то недалеко, то керамика из белой глины, видимо, была
привозная. Получается, что горшки везли откуда-то с Руси, например, из-под
Твери. Зачем? Это же не амфоры, в которых могли перевозить вино, оливковое
масло. Что могли перевозить в горшках, сейчас трудно предположить. Возможно,
они „пришли“ в Болгар вместе с русскими мастерами по обработке янтаря», —
отмечает Денис Бадеев.
Котел керамический с изображениями львов, обломок корчаги с прочерченной
до обжига буквой «Аз».
Серебряная монетовидная подвеска (середина XIII в.).
Чтобы янтарные изделия приобретали ярко-красный, рубиновый оттенок,
янтарь нагревали. Но из-за того, что они долго пролежали в земле, их
поверхность повторно покрылась тонкой корочкой.«Сейчас для того, чтобы точно
сказать — нагревали средневековые мастера изделие до обработки или после, нужно
их подвергнуть механическому воздействию, а этого не хочется делать. Мы
планируем изучить эти процессы постепенно, по обломкам. максимально бережно
сохраняя находки», — пояснил Денис Бадеев.
Также ученые пока не могут точно сказать, откуда мастера Болгара получали
янтарь-сырец. Предполагается, что янтарь в мастерскую привозили из двух центров
добычи: Прибалтики или Приднепровья. Чтобы точно установить, откуда в
мастерскую доставляли янтарь, исследователи планируют изучить
химический состав найденных образцов методом рентгенофлуоресцентной
спектрометрии (XRF). Анализ микропримесей позволит выявить место происхождения
сырья: известно, что низкое содержание серы соответствует балтийскому
янтарю.
Заготовка подвески из янтаря.
Находки 2018 года стали еще одним фрагментом мозаики, из которых
складывается единая картины Болгара в период его расцвета. Как показывают
результаты многолетних раскопок, на стыке XIII - XIV веков население Болгара
состояло из разных этнических групп, при этом проживать они могли в одном
районе.
«Мы привыкли считать, что для таких городов существовали кварталы, где
проживали компактно те или иные группы населения, разделяясь по религиозному
признаку: например, в одном квартале — мусульмане, в другом — христиане, в
третьем — еще кто-то. Раскопки в Болгаре оставляют впечатление, что в этом
периоде времени такого разделения не было, и население жило смешанно,
„чересполосно“. Лишь позже произошло такое разделение, и христианское население
было переселено на окраины города», — утверждает Денис Бадеев.
Такой вывод ученые
сделали, изучив расположение усадеб и определив их «хозяев». Получилось, что на
исследуемом участке соседями русских ремесленников были выходцы из Закавказья:
на это, в частности, указывал тип отопительного сооружения — тандыр. Как
отмечают исследователи, устройство дома не передается от одного населения
другому — оно жестко закреплено в рамках традиции и передается только носителям
этой культуры. Другими соседями могли быть выходцы из Нижнего Поволжья: судя по
обнаруженным предметам, они занимались изготовлением бус и перстней из стекла.
Химический состав стеклянных изделий из Болгара близок к стеклянным изделиям,
которые производили в городских центрах Нижней Волги.
Исследования 2018 года также
позволили сделать вывод о том, как менялась городская застройка в течение пяти
столетий. Самый ранний слой на раскопе относится к X-XI векам, времени
образования города. В это время здесь занимались черновой обработкой железа: во
время раскопок в домонгольском слое археологи нашли производственный комплекс,
который состоял из предгорновой ямы, горна и площадки для обработки железной
руды. Скорее всего, руду (бурый железняк) добывали поблизости, в заболоченной
пойме рек Меленки и Волги. Позже, в золотоордынский период, когда город
расширился, это место из пригорода стало центром и, как это обычно бывает,
«грязное» производство сместилось на окраину, его место заняли мастерские, в
которых производили украшения и предметы роскоши, а в середине XIV века
появилось здание городского базара.
Место расположения раскопа 2018 г.ода на аэрофотоснимке: А – городской
базар середины XIV века; Б, В – участки раскопа; Г – Соборная мечеть второй
половины XIII–XV веков.
Контакты для прессы:
Пресс-служба ИА РАН: press@iaran.ru
Коваль Владимир Юрьевич,
заведующий Отделом средневековой археологии: kovaloka@mail.ru