http://93.174.130.82/news/shownews.aspx?id=9c01bf74-8726-4fd3-878b-648f7b88d833&print=1
© 2024 Российская академия наук
Андрей Вадимович Смирнов родился 12 марта 1958 года
в Москве.
В 1981 году окончил Институт стран Азии и Африки
(ИСАА) при МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1986-1989 гг. — заочная аспирантура ИФ
РАН. С 1988 года — в Институте философии АН СССР/РАН: младший научный
сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный
научный сотрудник, с 2008 года по настоящее время — зав. сектором философии
исламского мира, заместитель директора по науке. В 2015-2021 гг. — директор
Института, с 2021 года — врио
первого заместителя директора по научной работе.
В 2017-2022 гг. — академик-секретарь Отделения
общественных наук РАН.
Одновременно, по совместительству: с 1994 года —
ведущий научный сотрудник Института восточных культур РГГУ; с 2003 года —
профессор кафедры этики философского факультета МГУ, с 2004 года — профессор
кафедры арабской филологии ИСАА при МГУ, профессор кафедры философской
антропологии Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого,
заведующий отделением востоковедения философского факультета Государственного
академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).
Член-корреспондент РАН с 2006 года, академик РАН с
2016 года — Отделение общественных наук РАН.
Академик А.В. Смирнов — советский и российский
философ, область его научных интересов: история классической арабской философии
и культуры, философская компаративистика, логико-смысловые исследования,
сравнительная философия, переводы классических арабских текстов.
С 2019 года — Президент Российского философского
общества, представитель РАН в Международной федерации философских обществ (FISP
Steering committee) — с 2018 года член Руководящего комитета этой Международной
федерации.
В 1989 году защитил диссертацию на соискание степени
кандидата философских наук «Философия Ибн Араби (1165-1240)», в 1998 году
защитил диссертацию на соискание степени доктора философских наук «Процедуры
формирования смысла в средневековой арабо-мусульманской философии» — обе
диссертации легли в основу двух его книг: «Великий шейх суфизма» (1993) и «Логика
смысла» (2001).
Востоковедение открыло для А.В. Смирнова путь к
философии. В области истории классической арабской философии он вел работу на
всех участках историко-философского исследования от перевода и комментирования
памятников классического периода до написания обобщающих работ.
Основные научные результаты А.В. Смирнова:
- сформулированы основания логико-смысловой теории
сознания, объясняющей единство сознания при кардинальной вариативности разума и
обосновывающей гуманистическое понимание сознания как исключительно
человеческой способности осмысления, поддающейся имитации и воспроизведению
результатов с использованием современных вычислительных машин и методов
программирования, но принципиально не редуцируемой к процессу вычисления,
следовательно, субстратно не независимой; разработаны приложения этой теории в
востоковедных и психологических эмпирических исследованиях; разработано
положение о четырёх больших культурах, развернувших четыре варианта рациональности,
сформулированы основные положения логики всесубъектности как основания
российского культурно-исторического типа;
- создана целостная концепция историко-философского
процесса в рамках арабо-мусульманской цивилизации, концептуализирована логика
процесса, характерная для арабской культуры, отраженная в ее речевой практике и
теоретической деятельности;
- подробно исследованы основные философские школы и
направления (мутазилизм, фальсафа, исмаилизм, ишракизм, суфизм), дано системное
описание классической арабской философии (общая концепция, центральные
проблемы, философские категории, логика развития);
- в области философской компаративистики разработал
методологию и создал теоретический аппарат анализа инологичной культуры,
позволяющий выявить устойчивые закономерности создания и функционирования
смысловых структур как в области теоретической деятельности, так и за ее
пределами, их отличие от аналогичных закономерностей, характерных для западной
традиции. Применение этой методологии в конкретных исследованиях позволило
решить проблему описания культуры как смысловой целостности и преодолеть
традиционное тупиковое противостояние универсализма и партикуляризма;
- получены фундаментальные результаты как на
эмпирическом уровне перевода и комментирования памятников, так и на уровне
историко-философских реконструкций.
В арабском языке, считает А.В. Смирнов, доминирует
процессуальный взгляд на мир. А.В. Смирнов обнаружил, что в западной и
мусульманской культурах смысл создается в рамках разных логических процедур,
которые находят отражение в языке, философии и в целом тех закономерностях, по
которым строится сопутствующая культура. При этом данные процедуры носители не
осознают и свое мировосприятие, построенное на них, автоматически считают самим
собой разумеющимся, единственно возможным. Эта инологичность разных культур,
оставаясь в нашей «слепой (неосознаваемой) зоне», создает на фундаментальном
уровне преграду для межкультурного взаимопонимания или иллюзию такого
понимания, когда в понятия иной культуры человек невольно проецирует смыслы,
порожденные логикой его собственной материнской культуры.
А.В. Смирнов утверждает, что мышление западного
человека, основа которого была заложена греками и которое затем развивалось и
разрабатывалось всей западной цивилизацией, построено на том, что можно назвать
субстанциальным взглядом на мир. Западный человек видит вокруг себя прежде
всего предметы (субстанции), при этом качества этих предметов существуют не
сами по себе, а будучи как бы прилепленными к этим предметам — называются
акциденциями, т.е. случайными признаками. Весь взгляд на мир западного человека
— это взгляд на некую совокупность качеств, которые существуют не сами по себе,
а прилеплены к тому, что называется вещами, т.е. к субстанциям. Это отражается
в языке западных людей («дом», «домашний», «одомашнивать», «одомашненный»),
т.е. западный человек, как правило, назовет главным то слово, которое
обозначает субстанцию — к которому лепятся слова, обозначающие его качества.
Так устроено понимание слов языка в западной (в том числе русской) культуре.
В арабском же языке, по А.В. Смирнову, доминирует
процессуальный взгляд на окружающий нас мир — это собрание процессов. Лексика,
которая связана с процессуальностью, в арабском языке занимает неизмеримо
большее место. Соответственно, мир видится по-другому — иным образом
выстраивается и для стихийного языкового сознания, и в теоретической рефлексии.
В рамках процессуальной картины мира органично существуют понятия, которые в
рамках западной логики выглядят странными и даже абсурдными (равно как и
наоборот). Анализируя такого рода «нестыковки», А.В. Смирнов и выявляет
особенности арабо-мусульманского мышления.
Логико-смысловая теория А.В. Смирнова дает
методологический ключ к прочтению всего континуума феноменов исламской культуры:
от постулатов религиозной догматики до потаенного смысла искусства. С другой
стороны, она постулирует самоценность исламской культуры, а также тезис о том,
что разные культуры уникальны и принципиально несводимы друг другу.
В постсоветское время Институт под руководством
академиков В.С. Степина, А.А. Гусейнова, А.В. Смирнова бурно развивался.
Российские философы за три десятка лет после снятия идеологических барьеров
смогли наверстать отставание от европейских и североамериканских коллег и
сегодня российская философия переживает расцвет, а флагманом научной мысли
остается ИФРАН. Уже имеет место преимущество перед западными коллегами,
российские философы не только не отстают, но во многом их опережают, возникли
достаточно мощные философские школы, которые развивают отечественные традиции философствования
(в том числе и советского периода, который тоже был весьма плодотворен) и
вносят в них свой уникальный вклад.
Сила Института в том, что он не фрагментарно
представляет философию, а целостно — уже по названиям 30 секторов, которые
составляют Институт, видно, что это и есть весь спектр философских дисциплин.
Здесь — представители аналитической традиции, феноменологии, очень сильная
историко-философская школа, философия сознания, этика, эстетика, философия
религии, философия науки (школа, которую создал академик В.С. Степин),
философия техники и т.д. — в том числе марксисты. С 1991 года нет никаких
идеологических предписаний. За это время коллектив научных сотрудников
компенсировал крупные недостатки в издании философской литературы — не только западной,
но и русской, которые накопились за советский период.
Сейчас в Институте философии РАН работают 250
научных сотрудников, в том числе 6 членов РАН, свыше 90 докторов и 110
кандидатов наук. Ежегодно ученые Института публикуют более 50 книг и порядка
1000 научных статей, проводят свыше ста научных форумов, организуют работу
нескольких десятков теоретических семинаров. Институт является учредителем,
соучредителем и издателем 13 только что учреждены и начали выходить ещё два
журнала: «Ишрак» (именно как журнал» и «Отечественная философия» (скоро выйдет
1 номер). Они включены в эти 13? ведущих академических журналов, включенных в
международные базы данных и Перечень ВАК.
Не так давно в Институте философии состоялась
презентация книги «Анатомия философии. Как работает текст» — своего рода
визитная карточка Института (автор идеи и модератор проекта чл.-корр. РАН Ю.В.
Синеокая). В книге раскрыт диапазон проблем, касающихся истории и
современности, различных отраслей философского знания, теоретических размежеваний
и интеллектуальных открытий. В сборнике объединены исследования всех поколений
Института. Наряду с маститыми учёными свои работы представили и молодые
исследователи. Проект стал достойным эпизодом в летописи отечественной
философии, вошёл в интеллектуальную историю России как яркая иллюстрация
духовной жизни. Философы не только причастны поиску истины, но и помогают людям
найти смысл существования, опору в повседневной жизни.
Институт философии РАН за постсоветские годы, в том
числе и в годы директорства А.В. Смирнова, не только сохранил достижения
предыдущих лет, но и обеспечил прорыв к серьёзным теоретическим достижениям,
которые позволяют Институту показать огромную роль философии в жизни общества.
Вот фрагменты из выступления А.В. Смирнова на заседании
Президиума РАН с научным сообщением «Глобализация и арабо-мусульманская
культура» в январе 2017 г.: «Диалог западной и арабско-мусульманской культур не
должен быть основан на навязывании западных образцов. Именно поэтому такие
попытки не имеют сегодня должных успехов. Пытаясь внедрить в исламский мир
демократию, успешную на Западе, страны уверены, что она удачно сыграет и на
Востоке. Но это не так. У каждой из современных культур есть свои достоинства и
свои недостатки. Именно на этот тезис и стоит опираться.
Необходимо перестать навязывать исламскому миру
модели поведения и устройства общества и приносить «демократию на крыльях
бомбардировщиков». Необходимо открывать диалог, учитывать мнение всех сторон и
предлагать, а не навязывать возможные проекты по решению восточных проблем. Не
только подключить ислам к цивилизационному развитию, но и дать возможность
развиваться давно подавленному культурному исламу, обеспечить права
«коллективного когнитивного бессознательного» мусульман легитимизировать в цивилизационной,
приемлемой форме поиск идей, реализующих требование процессуальной связанности
небесного и земного.
Сегодня Россия имеет исторический шанс предложить
идею проекта дальнейшего развития исламского мира. Опираясь на собственные
достижения и контуры развития, но в то же время принимая во внимание резкие
отличия нашего мира от восточного, Россия может предложить возможные пути
решения сегодняшней политической ситуации в мире».
Из интервью А.В. Смирнова: «Основным противоречием
текущего момента становится противоречие между декларируемым проектом
многополярного мира, в основе которого лежит вектор соответствующего движения в
финансовой, экономической, политической, геополитической и военной областях, и
отсутствием проекта многоцивилизационного мира; даже, я бы сказал, отсутствием
осознания его необходимости.
...Что касается логико-смыслового подхода, то он
определяет культуру как способ смыслополагания — культура рассматривается здесь
как смыслофиксирующий феномен, как осмысленность. Это, если угодно, попытка
увидеть технологию осмысления, вскрыть те механизмы, которые отвечают за
создание осмысленности. Существуют такие механизмы? Одинаковы они или
различаются в разных культурах? Важнейшим ресурсом в этой работе служит
концепция всечеловеческого как преодолевающая ограниченность концепции
общечеловеческого. Концепция общечеловеческого предполагает моно-, а не много-,
логичность культуры и объявляет логику одной, определенной локальной культуры
безальтернативной и подлежащей воплощению в глобальном цивилизационном проекте.
Концепция всечеловеческого предполагает самоценность и нередуцируемость логик
каждой из культур, составляя важнейшее обоснование многоцивилизационного
проекта.
…Есть, скажем, политический ответ, политическое
реагирование — очень короткомасштабное. Это текущее реагирование на текущие
вызовы, оно должно быть — это понятно. Но есть и философское реагирование,
более долговременное. И от философии нельзя ждать сиюминутных рецептов, это
разговор на перспективу. Но этим и отличается тактика от стратегии. Стратегия
строится так, что не сразу видны тактические преимущества».
Преподаваемые А.В. Смирновым курсы: «Этика в
контексте исламской культуры», «Арабо-мусульманская философия», «Чтение
классических арабских текстов». Под его руководством защищены 1 докторская и 4
кандидатские диссертации.
Он — автор более 200 научных трудов, из них 11
монографий. Книги А.В. Смирнова: «Логика смысла как философия сознания:
приглашение к размышлению», «Процессуальная логика», «Всечеловеческое vs.
Общечеловеческое», «Событие и вещи», «Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл»,
«Ибн Араби. Избранное. Т. 2 / Перевод с арабского, вводная статья и комментарии
А.В. Смирнова», «Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема / Отв.
ред. А.В.Смирнов», «О подходе к сравнительному изучению культур», «Il vortice
divino. Il monismo come interdipendenza tra zâhir-bâtin: il punto di vista
musulmano e la filosofia mistica di Ibn ´Arabî (Божественный водоворот. Монизм
как захир-батин-переход: традиционная исламская мысль и мистическая философия
Ибн ‘Араби)», «La Filosofia Mistica e la ricerca della Verita» (Мистическая
философия и поиск "истины" - на итал. яз.)», «Логико-смысловые
основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство»,
«Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской
философии и культуры», «Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат
аль-акль). Введение, перевод с арабского и комментарии», «Великий шейх суфизма
(опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби)» и др.
Ответственный редактор серии «Философская мысль
исламского мира», главный редактор «Философского журнала» и журнала «Ишрак»,
член редколлегии ежегодника ИФ РАН «История философии», член редколлегии
журнала «Вопросы философии», член редколлегии «Журнала Сибирского федерального
университета. Серия: Гуманитарные науки», журнала «Восток. Афро-Азиатские
общества: история и современность», член редсовета журналов «Человек», «Философская
антропология», «Вестник Вятского государственного университета», ответственный
редактор академической серии «Философская мысль исламского мира»
Профессор Института философии Академии общественных
наук КНР.
Заместитель академика-секретаря (c 2022) — руководитель
секции философии, политологии, социологии, психологии и права Отделения
общественных наук РАН, член Президиума РАН (по 2022), член Экспертного совета
РАН, председатель Научно-экспертного совета по общественным наукам, член
Комиссии по уставу федерального государственного бюджетного учреждения
«Российская академия наук», входит в состав ВАК РФ (с 2019).