Первый музей про «уродов» и людей
06.12.2016
6 декабря 1728 года в Санкт-Петербурге была открыта Кунсткамера
«Уроды» в
колбах, театрализованное вскрытие и бесплатные «цукерброды». Ровно 288 лет
назад, 6 декабря 1728 года в Санкт-Петербурге была открыта Кунсткамера — первый
музей России и колыбель российской науки.
Расположенный на набережной
Невы в историческом центре Санкт-Петербурга Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук по праву считается одним из самых
необычных и уникальных в мире. Коллекционные фонды этого старейшего музея насчитывают свыше 1,2 млн единиц хранения. Он является преемником первого
российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году.
Истоки уникальной коллекции
Идею создания такого музея Петр I почерпнул, конечно же, за границей. Существует легенда, что государь во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой.
Впоследствии эта причудливая находка вспомнилась царю при посещении в 1697—1698 годах Англии и Голландии, где он познакомился с так называемыми «кабинетами
редкостей», в которых знать хранила разного рода диковины: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых. Название музей получил тоже на европейский манер — Кунсткамера, что от немецкого «Kunstkammer» означает «кабинет редкостей».
Под
впечатлением от заморских коллекций по возвращении домой Петр I принялся
обустраивать подобный кабинет у себя во дворце. Не скупясь, государь покупал за
границей редкие книги, различные приборы, уникальные артефакты и природные
диковинки.
Самое старое здание
музея в мире
Поначалу личные
коллекции царя хранились в Аптекарском приказе в Москве. Но после того, как в
1712 году царь перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург, все эти
собрания редкостей вместе с библиотекой «Государев кабинет» также были
перевезены — их разместили в Зеленом кабинете Летнего дворца Петра.
Разумеется, в
скором времени в дворцовых покоях коллекциям стало тесно, из-за чего ценные предметы
нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. А к этому, надо
сказать, царь-реформатор очень стремился.
Поэтому в 1718
году было решено временно разместить экспонаты во дворце опального боярина
Кикина, который был выслан из столицы с конфискацией имущества за участие в
заговоре против государя. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего
обозрения. В том же году началось строительство специального здания Кунсткамеры
на стрелке Васильевского острова.
По преданию,
Петр I решил возвести музей именно на месте, где когда-то обнаружил те
причудливо сросшиеся деревья. Наиболее интересные их части были переданы в
Кунсткамеру и до сих пор хранятся там в качестве одного из самых ранних
экспонатов.
Добавим, что
здание, в котором по сей день расположена Кунсткамера, — самое старое музейное
здание в мире. Как ни печально, Петр I не успел увидеть его — строительство
было завершено только спустя несколько лет после смерти царя. Открытие музея в
новом помещении состоялось 6 декабря 1728 года, ровно 288 лет назад.
С миру по нитке
Сегодня
Кунсткамера ассоциируется у многих с коллекцией всякого рода аномалий и даже
«уродов». Однако так этот музей воспринимался далеко не всегда — для
родившегося в XVIII веке музей на Васильевском острове был скорее собранием
диковин, которые человек не мог увидеть в обычной жизни: поднятых из недр
земли, со дна морей и океанов, привезенных из далеких стран. Перед посетителями
Кунсткамеры раскрывались настоящие тайны природы, науки и техники.
В основу
уникальной коллекции легли, прежде всего, различные приобретения Петра I в ходе
заграничных поездок. Как писал в 1744 году в предисловии к альбому «Палаты
Санкт-Петербургской Императорской академии наук…» Иоганн Шумахер, являвшийся
распорядителем Кунсткамеры на протяжении 47 лет, поначалу собрание музея
состояло только «из нескольких сот в склянках сохраненных рыб, птиц и гадов,
которые Петр Великий при первом своем путешествии в 1698 году купил в
Голландии, также и из нескольких уродов и анатомических вещей».
Однако коллекция
пополнялась очень быстро. С этой целью царь даже издал приказ «О приносе
родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Петр I предписывал
сдавать за плату в Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и
скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду,
все, что зело старо и необыкновенно». Также в музей передавались многие
дипломатические дары российским императорам и диковины, собранные российскими
дипломатами в разных частях мира.
Надо сказать,
все это сыграло важную роль в формировании фондов Кунсткамеры: на протяжении
более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими
путешественниками, мореплавателями, в том числе в ходе специальных экспедиций в
различные регионы России.
«В 1716 году прибыло к ней Альберта Себы
славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и
других диковинных произведений натуры из Ост‑ и Вест-Индии, также и Гданьского
доктора Готвальда минеральный кабинет. В 1717 году привезено было из Голландии
славного доктора Руйша собрание анатомических вещей, трав и бабочек. В 1721
году куплены в Гамбурге из Лидерова медального кабинета, золотые и часть
серебряных старинных и новых медалей; у Мушенброка многие физические и
математические инструменты, а из кабинета господина Шевалье всякие смотрения
достойные старинные и редкие вещи. В 1725 году отдан был в Кунсткамеру Петра
Великого собственный кабинет натуральных вещей и великое число дорогих
инструментов и машин, которые Его Императорское Величество чрез многие годы
собирал», — описывал Шумахер этапы пополнения коллекций Кунсткамеры.
Добавим, что
коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, насчитывавшая более 2 тысяч
экспонатов, собиралась ученым на протяжении 50 лет. Говорят, Петру I понадобилось
20 лет, чтобы уговорить ученого расстаться со своей коллекцией за весьма
солидную сумму. Но в довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет
бальзамирования трупов.
Жуткий театр с
бесплатными бутербродами
Любопытно, что
в прежние времена посетители попадали в Кунсткамеру не с набережной Невы, а с
северной стороны — приплывали на лодках. Поднявшись по лестнице, гости музея
сперва оказывались в залах библиотеки с десятками шкафов с книгами по истории,
философии, ораторскому искусству, математике, географии, анатомии, медицине,
химии, садоводству, архитектуре, генеалогии, оптике, гидравлике, а также
атласами и картами. В библиотеке располагалось и собрание живописи, а на втором
этаже — два больших глобуса.
После
библиотеки посетители попадали в Анатомический театр, расположенный в
центральном круглом зале петербургской Кунсткамеры. Отметим, что анатомия в то
время была модной. В Европе каждый правитель, считавший себя просвещенным, имел
придворного анатома. Увлечения этой наукой не избежал и Петр I. Сейчас это
трудно понять, но вскрытие тел, будучи невиданным и захватывающим зрелищем,
тогда было сродни театральному спектаклю. На столе в центре круглого зала
производилось вскрытие трупа, присланного из полиции. А на скамейках по четырем
сторонам амфитеатра располагались зрители, желающие увидеть, как же устроено
человеческое тело.
Отсюда же гости
Кунсткамеры могли пройти в зал, где в шкафах хранилась знаменитая анатомическая
коллекция Рюйша: препараты отдельных органов человека, включая кожу, мускулы,
мозг, а также человеческие скелеты. На полках в заспиртованном виде хранились
зародыши и умершие детки со сращенными глазами (циклопия), отсутствующими или
недоразвитыми конечностями (амелия), с хвостом, как у русалки (сиреномелия). По
внутреннему периметру этого зала были расположены шкафы с зоологическими
препаратами из собраний Рюйша и Себы. Здесь же были и живые экспонаты: карлики,
уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.
Также в
Кунсткамере был зал с обширной минералогической коллекцией и небольшая
коллекция окаменелостей. Имелось также помещение, где хранились «всякие
куриозные и дорогие вещи из золота, серебра и дорогих каменьев»: кинжалы,
ожерелья, диадемы, конские уборы, сосуды из золота и серебра, ключи от разных городов.
Последний зал соединялся с «минц-кабинетом», где хранилась большая
нумизматическая коллекция.
На втором этаже
в шкафах размещались кости, в том числе мамонта и кита, рога четвероногих,
скелеты. Кроме того, в музее хранились гербарии, семена лекарственных трав. Был
в Кунсткамере и «Кабинет Петра», где находилась знаменитая «восковая персона»
императора, а рядом в шкафах его одежда, шпага, личные книги.
Наверху в
галереях располагались художественные работы, археологические находки и
этнографическая коллекция, представленная одеждой разных народов России и
соседних стран, религиозными атрибутами. В зале над Анатомическим театром был
установлен знаменитый Готторпский глобус, вдоль стен стояли шкафы с научными
физическими, астрономическими, математическими инструментами, а над глобусом
размещались три обсерватории.
Добавим, что с
первого же дня Кунсткамера по приказу Петра I была открыта для широких масс.
Но, мало того, что вход был бесплатным, так гостей еще угощали «кофе и
цукербродами». Таков был размах Петровской Кунсткамеры…
«Колыбель» РАН
Царем-реформатором
Кунсткамера изначально задумывалась не только как музей, но и научная база, а
также важнейший культурный и просветительский центр. Спустя десять лет после
создания музея — в 1724 году — Петр I учредил Академию наук и передал
Кунсткамеру вместе с библиотекой в ее ведение.
Став
академическим, музей формировался благодаря многочисленным научным экспедициям.
В Кунсткамере сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и
минералов, здесь же изучались флора и фауна России, сюда были привезены из
экспедиций предметы быта и верований разных народов страны, а позднее и всего
мира, археологические находки. По богатейшей нумизматической коллекции можно
было проследить этапы мировой истории от Древнего Рима до побед русского оружия
в Северной войне.
В стенах
Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые: археологи,
естествоиспытатели, зоологи, востоковеды, историки, языковеды. Коллекции
пополняли такие путешественники, как Джеймс Кук, Иван Крузенштерн, Юрий
Лисянский, Отто Коцебу, Николай Миклухо-Маклай и другие. В этом здании работал
титан русской и мировой науки Михаил Ломоносов.
Сосредоточение
в стенах музея богатейших коллекций, введение научной обработки и
систематизации, надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили
Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому не было во всей
Европе.
Со временем
универсальные музеи уступили место специализированным, и в 30-е годы XIX века
на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических
музеев: Этнографический и Анатомический, которые продолжают находиться в
прежнем здании, а также Азиатский, Египетский, Зоологический, Ботанический,
Минералогический музей и Кабинет Петра I.
Разделение по
специализациям универсального собрания Кунсткамер было продиктовано
требованиями современной на тот момент организации науки и принципами
управления. Благодаря этому каждый музей получал свой бюджет, а вместе с ним и
перспективы развития в русле представляемой науки. Сегодня Кунсткамера — это не
только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров
Российской академии наук.
Бесценные
этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся
сегодня в Кунсткамере, насчитывают более 1,2 млн экспонатов и являются одними
из наиболее полных и интересных в мире.
Большинству,
конечно же, этот музей известен своей уникальной коллекцией анатомических
уродств. Действительно, склянки с аномальными младенцами, как бы это ужасно ни
звучало, вызывают неподдельный интерес у большинства посетителей. Но коллекция
музея полна самых разнообразных и удивительных вещей. И каждый экспонат имеет
свою историю появления в Кунсткамере, а некоторые даже овеяны легендами.
Одна из них
рассказывает, например, о скелете Николая Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр
увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров, привез его в Россию
и сделал своим личным лакеем. А когда в 1724 году Буржуа умер, его скелет был
передан в Кунсткамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его
место укрепили другой подходящий череп. Но с тех пор, как гласит легенда, по
ночам скелет ходит по залам музея и ищет свою голову.
Источник: ИА REGNUM, 06 декабря 2016 года
Инга Слажинскайте