Поздравление академику РАН Лекторскому Владиславу Александровичу
Владислав Александрович Лекторский
родился 23 августа 1932 года в Москве.
В 1955 году окончил Философский
факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1955-1957 гг. — лаборант кафедры философии
Московского Государственного экономического института. В 1957-1987 гг. — в
Институте философии РАН СССР (до 1991 года — Институт философии АН СССР):
аспирант, научный сотрудник, в 1969-2016 гг. — заведующий сектором теории
познания (до 1977 года — диалектического материализма), с 1992 года —
заведующий Центром эпистемологии, с 1998 года — заведующий отделом
эпистемологии и логики. В 1987-2009 гг. — главный редактор журнала Президиума
РАН «Вопросы философии», с 2009 года по настоящее время — председатель
редакционного совета журнала. С 2016 года по настоящее время — главный научный
сотрудник Института философии РАН.
С 1996 года — профессор философского
факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН),
в 2000 годы — заведующий кафедрой эпистемологии и логики, с 2018 года — декан
философского факультета Университета, в настоящее время — научный руководитель
философского факультета).
Член-корреспондент РАН с 1997 года,
академик РАН с 2006 года — Отделение общественных наук. С 1995 года — академик
Российской Академии образования.
Академик В.А. Лекторский — ученый с
мировым именем, один из самых крупных отечественных философов, признанный лидер
исследований в области эпистемологии (теории познания) и философии когнитивных
наук. Его научная деятельность получила высокое признание как в российском
философском сообществе, так и за рубежом. Уникальный специалист в области
философии сознания, философии науки. В своих работах он развивает концепцию
деятельностного и культурно-исторического анализа познания, обосновывает
концепцию специфически социально-культурной опосредствованности как особенности
познавательной деятельности (в отличие от простой информации). Предупреждает
общественность о грядущем постчеловеке, говорит о наступающем обществе знания и
будущих путях спасения человечества.
В 1964 году защитил кандидатскую
диссертацию «Познавательное отношение», в 1978 году защитил докторскую
диссертацию «Познавательное отношение: пути исследования его природы», профессор
с 1980 года.
Во время обучения на философском
факультете В.А. Лекторский был старостой спецсеминара Э.В. Ильенкова,
посвящённого логике «Капитала». Выступил в защиту знаменитых «тезисов Э.В.
Ильенкова-В.И. Коровикова» (1954-1955), суть которых состояла в утверждении
теории познания в качестве предмета философии — тогда у него самого сформировался
научный интерес к проблемам познания. В монографии «Проблема субъекта и объекта
в классической и современной буржуазной философии» (1965) выдвинул идею
взаимной соотносительности понятий субъекта и объекта познания, предпринял
попытку деятельностной интерпретации познания, ввёл новое понятие «предмета-посредника».
В 1980-х гг. проблематика исследования была расширена — обосновав единство
познания, коммуникации и деятельности, В.А. Лекторский разработал концепцию
взаимосвязи объекта сознания и самосознания субъекта, осмысления и
преобразования объекта в ходе рефлексии. Подверг углублённому анализу понятие
рефлексии, представив теорию познания в целом как особый вид рефлексии знания.
В трудах В.А. Лекторского развивается
концепция деятельностного и культурно-исторического анализа познания. В этой
связи дается критика натуралистической интерпретации познания, вводится понятие
«предмета-посредника» (в различных формах, вплоть до разнообразных
знаково-символических систем).
В.А. Лекторский исследует субъективную и
объективную рефлексию, процесс рефлексии над научными теориями — эпистемологию
в целом.
Специальное внимание В.А. Лекторский уделяет
изучению трансформации познания, субъективности и субъекта в мире современных
информационных и когнитивных технологий и проектов по модификации человеческой
телесности, мозга и психики. Он показал, как традиционные философские проблемы
— природа рациональности, взаимоотношение веры и знания, реализма и
конструктивизма, понимание возможностей познания и изменения мира, проблемы
человека, смысла жизни и смерти — выступают сегодня в неожиданных ракурсах и
требуют нового осмысления.
В своих метаэпистемологических
исследованиях изучил разнообразные подходы в разработке теории познания
(психологизм, антипсихологизм, дексриптивизм, натурализм, социологизм) и развил
социокультурную интерпретацию эпистемологии. В настоящее время изучает он проблему
реальности в связи с экспансией искусственного мира (эпистемология
искусственного).
В.А. Лекторский выявил новые формы
взаимоотношения сознательных и бессознательных компонентов познавательной
деятельности (явное и неявное знание, типы и формы рефлексии) в связи с
анализом понимания бессознательных психических процессов в психоанализе, с одной
стороны, в современной когнитивной науке, с другой.
В работах В.А. Лекторского проблема единства сознания
рассматривается в контексте
неклассической эпистемологии, обстоятельно разрабатывается проблема связи
сознания и бессознательного в контексте развития когнитивной наук.
Важную роль в концепции В.А. Лекторского
играет идея существования двух типов субъектов: индивидуального и разных форм
коллективных субъектов, отношения между которыми могут меняться.
В.А. Лекторским сделана попытка,
используя т.н. коммуникационный подход, пересмотреть ряд традиционных проблем и
принципов классической эпистемологии (проблема «Я», «внутреннее» и «внешнее»,
субъективное переживание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и
др.) Вместе с тем В.А. Лекторский выявляет связь проблем эпистемологии с рядом
актуальных проблем социологии, философии и культуры: гуманизмом,
толерантностью, плюрализмом, критицизмом, дискуссией о рациональности в
культуре, взаимосвязью веры и знания, вопросом о типах реальности и видах
знания.
В.А. Лекторский развил идею взаимосвязи
сознания внешнего объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, от «неявного
знания» себя до развернутых форм рефлексии над собой и продуктами собственной
деятельности (на разных уровнях знания: перцепция, мышление, теоретическое
знание). Он подверг специальному анализу понятие рефлексии, выделив
субъективную (относящуюся к сознанию индивидуального субъекта) и объективную
(относящуюся к объективированным формам знания) рефлексию, показал взаимозависимость
осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности.
В работах В.А. Лекторского дан анализ
той интерпретации рефлексии, которая сложилась в классической
западноевропейской философии и которая во многом определяла специфику этой формы
философствования в целом (рефлексия как полнота знания о субъекте, как «прозрачность»
субъекта для самого себя и как эксплицирование всех предпосылок
объективированных форм знания), показана ограниченность такого понимания и
обоснована идея о взаимосвязи и взаимопереходах рефлективных и нерефлективных
измерений познавательной деятельности, рассмотрена теория познания как особый
вид рефлексии над знанием.
В.А. Лекторский, разрабатывая
неклассическую эпистемологическую тематику, предложил концепцию конструктивного
реализма, которая, относясь к традиции эпистемологического реализма, в то же
время позволяет учесть некоторые позитивные стороны эпистемологического
конструктивизма. («Философия, познание, культура». М. 2012; «Культура и
человек». СПб, 2019).
В отечественную теорию познания вошли
концепции В.А. Лекторского о субъекте познания, существовании двух типов
субъектов — индивидуального и коллективного, нашедшие отражение в монографиях «Проблема
субъекта и объекта в классической и современной философии» (М., 1965), «Субъект,
объект, познание» (М., 1980). .
В.А. Лекторский критически исследовал некоторые догматические стереотипы
отечественных исследований в области теории познания (догматическое понимание теории
отражения, понятие ощущения, восприятия, чувственного познания, сознания и
самосознания, разделение субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и
др.).
В.А. Лекторский разрабатывает проблему
рациональности познания и деятельности в современной культуре. Он аргументирует
тезис о том, что философское понимание существующего мира (или существующих
миров) и человека в отношении к миру всегда связано с построением новых
культурных практик. То, что преподносится в философии как анализ (структур
рассуждения, языка) или даже простое описание (природной реальности, феноменов
сознания) является не только схватыванием чего-то существующего, но
одновременно скрытым предписанием, рекомендацией определённых действий. Уделяет
особое внимание анализу новых взаимоотношений между эпистемологией и современными
когнитивными науками. На передний план выдвигаются проблемы эпистемологического
осмысления статуса ментальных репрезентаций, отношения интенциональности к
информационным процессам, взаимоотношения дескриптивных и нормативных
компонентов познания. Изучение «телесновоплощённого» и ситуационного познания
позволяет в новом свете представить проблему сознания и самосознания,
возможность существования сознания на доконцептуальном уровне, переходы между
сознательными и бессознательными когнитивными процессами. Философский анализ
современных когнитивных исследований позволяет снять традиционную дилемму между
психологизмом и анти-психологизмом в исследовании познавательных процессов
(«Культура и человек». СПб, 2019).
В.А. Лекторский является крупнейшим
отечественным специалистом в области философии психологии — под его
руководством вышла книга по истории отечественной психологии. В.А. Лекторский исследовал
философские предпосылки психологической теории деятельности,
культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, операционно-генетическую
эпистемологию Ж. Пиаже, выявил их связь с общими эпистемологическими
проблемами.
В.А. Лекторский проанализировал
философские предпосылки психоанализа З. Фрейда и раскрыл их связь с
современными эпистемологическими проблемами. Он изучал проблему рациональности
деятельности и познания. При этом специально рассмотрел тот тип рациональности,
который связан с особенностями технологической цивилизации и который определил
специфику науки Нового Времени и характерные черты западноевропейской философии
за последние 300 лет. Развитие современного типа рациональности он связал с
изменениями в современном знании — как естественнонаучном, так и
социально-гуманитарном. В этой связи В.А.Лекторский исследовал изменения
взаимоотношений наук о природе и наук о человеке в современный период и
показал, что с точки зрения методов и эпистемологических предпосылок
(взаимоотношение знания об общем и знания об индивидуальном, объяснения и
предсказания, роли теории, возможности или невозможности эксперимента,
взаимодействия исследователя и исследуемого объекта и др.) можно говорить о
сближении наук того и другого типа. Проанализировал проблему места
рациональности вообще и науки в частности в современной культуре и в этой связи
специально исследовал феномен псевдо-науки, раскрыв способы ее функционирования
в современном обществе вообще и в современном российском обществе в
особенности. Он исследовал также философские проблемы образования, раскрыл
условия воспитания творческого мышления, выявил роль диалога как метода
обучения и воспитания личностной рефлексии, проанализировал вопросы, связанные
с преподаванием философии в школе.
В.А. Лекторский — создатель научной
школы исследования познания и знания в междисциплинарном и
культурно-историческом контексте при взаимодействии философии, когнитивной
психологии, семиотики, культурологии, истории научного познания, он подготовил
20 кандидатов и 5 докторов философских наук.
Им опубликовано более 600 научных работ,
в том числе 5 монографий. Ответственный редактор и автор более 25 коллективных
монографий. В 2008-2010 гг. В.А. Лекторский возглавил в качестве главного
редактора серию «Философия России второй половины ХХ века» (22 книги) — издание
серии стало заметным событием не только в философии, но в культурной жизни
страны.
Ответственный редактор и соавтор ряда
коллективных монографий: «Философия. Методология. Наука» (1972), «Гносеология в
системе философского мировоззрения» (1983), «Деятельность: теория, методология,
проблемы» (1990), «Теория познания» (тт. 1-4, 1991-1996), «Исторические типы
рациональности» (т. 1, 1995), «Идеал, утопия и критическая рефлексия» (1996), «Рациональность
на перепутье» (т. 1, 2000), «Наука глазами гуманитария» (2005), «Искусственный
интеллект: междисциплинарный подход» (2006), «Когнитивный подход: философия,
когнитивная наука, когнитивные дисциплины» (2007), «Конструктивистский подход в
эпистемологии и науках о человеке» (2009) и др.
Из интервью В.А. Лекторского: «Наука
стала претендовать на то, что она может ответить на все загадки, касающиеся
человека. Не только его телесности и физиологии, но и как работает мозг, что
такое субъективность, что такое мышление, рациональность, свобода.
Выясняется, что человек — несовершенное
существо, он медленно мыслит, плохо бегает, ему нужно спать по 8 часов в сутки.
Идеей улучшения человека, его проектирования занимаются многие серьезные ученые
и на Западе, и у нас. И сегодня главная идея западного научного сообщества,
которую многие подхватили и у нас — создание постчеловека. Наконец нашли ответ
на вопрос, в чем смысл жизни — оказывается, в том, чтобы выйти за пределы
самого себя, создать постчеловека. И уже с него эволюция начнет новый отсчет.
Технологии, которые нам это обещают, укладываются в аббревиатуру НБИК — нано,
био, информационные и когнитивные. Они помогут корректировать ген старения. И
человек в принципе сможет жить вечно. Но если же человек будет жить вечно, это
означает, что вся система ценностей, все, что делает человека человеком,
рушится и теряет всякий смысл. Гуманность, сострадание, сочувствие становятся
не нужны. Если человек никогда не умрет, зачем ему жертвовать собой? Смысл
жизни и смысл смерти — взаимосвязанные вещи. Если смерть теряет смысл, то и
жизнь теряет смысл.
Но если вы высокообразованны и
высокоразумны, это не означает, что вы нравственны. Вообще то, что делает
человека человеком, нельзя объяснить исходя из естественнонаучного
представления о нем, из его биологической природы.
Наука о человеке — это наука, которая
изучает наши познавательные способности, занимается искусственным интеллектом,
генетикой и проектированием генетической карты, — сейчас переживает бум и
расцвет. Весь азарт сегодня переместился в область науки о мозге. Американцы
тратят на его изучение больше средств, чем на всю физику.
Сами ученые сейчас говорят: мы вышли на
такой уровень, когда нуждаемся в философском осмыслении происходящего — что
есть человеческая субъективность? Что делает личность личностью? Если наука о
человеке будет развиваться в отрыве от того, что раньше называлось гуманитарным
знанием — это может привести к деградации человека. Гуманизм сегодня — наша единственная надежда.
И основной вопрос — что считать за высшую правду.
Сегодня в рамках когнитивной науки мы
наблюдаем бум в области междисциплинарных исследований сознания, в которых
философия играет интегрирующую и методологическую роль. А философия сознания,
взаимодействующая с науками о природе и человеке, стала одной из наиболее
интенсивно развивающихся во всем комплексе философских дисциплин.
Сегодня, когда политические ошибки стали
глобальной угрозой для человечества, внедрение морали в политику — главнейшая
потребность нашего времени. Считаю, что высокая стратегия должна состоять в
том, что физиологов, генетиков, психологов надо объединять с гуманитариями,
философами, филологами. Если не справимся — перестанем быть человечеством».
Он главный редактор журнала «Философия
науки и техники». Член редколлегий изданий: журнала «Эпистемология и философия
науки», журнала «Культурно-историческая психология» и др. Председатель
Международного редакционного совета журнала Президиума РАН «Вопросы философии».
Член экспертного совета секции
философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН, член
административного совета ИФРАН, председатель диссертационного совета по
онтологии и теории познания ИФРАН. В 1988-1998гг. — председатель экспертного
совета по философии и социологии ВАК РФ, с 1995 года — академик Российской
Академии Образования.
В 1991-1995 гг. — асессор Международного
союза по логике, методологии и философии науки, в 1988-2003 гг. — член совета
директоров Международной федерации философских обществ, вице-президент
федерации (1993-1998), в 1989-2005 гг. — входил в руководство Международного
общества по исследованию культуры и теории деятельности, член Международного
Института философии с 2002 г. (Париж), ). Иностранный член Центра по философии
науки Питтсбурского Университета (США). С 2011 года — академик Международной
Академии философии науки (Брюссель). С 2005 года — иностранный член
Национальной Академии наук Республики Казахстан, с 2003 г. — член Международной
Академии философии (Ереван, Армения), почётный профессор Института философии
Китайской Академии социальных наук с 2005 г.).
Награжден орденом «Знак Почета», медалью
«За трудовое отличие».
Удостоен премии имени Г.В. Плеханова РАН
— за книгу «Человек и культура. Избранные статьи», премии ГУГН «Открытое
общество», премии Института философии РАН I
степени, большой золотой медали «За вклад в науку», медали «За вклад в
философию», медали им. Г.И. Челпанова I степени, ордена
М.В. Ломоносова.