Дмитрий Лихачев, заступник

01.10.2009

30 сентября в Петербурге вспоминают Дмитрия Сергеевича Лихачева, со дня смерти которого прошло 10 лет.

Дмитрий Лихачев, автор фундаментальных трудов по истории русской литературы, родился 28 ноября 1906 года. В 1928 году окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета. С 1928 по 1931 год отбывал заключение в Соловецком лагере за участие в студенческом кружке "Космическая академия наук", и его первая опубликованная работа называлась "Картежные игры уголовников".

Впоследствии Дмитрий Лихачев написал сотни работ по истории и теории древнерусской литературы, переведенных на многие языки мира. Но известен он не только своими научными трудами, но и деятельностью во многих областях культуры. Он был председателем Пушкинской комиссии Российской Академии Наук, председателем редколлегии ежегодника "Памятники культуры. Новые открытия", принимал непосредственное участие в создании телеканала "Культура", организовал Советский, а ныне Российский Фонд культуры.

Даже в советские времена он не боялся выступать против действий властей, наносивших ущерб культуре. И этого голоса сегодня очень не хватает, уверен член Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик.

- Его негромкий голос все-таки слышали те, кто принимает решения, связанные с судьбой нашего города. Хотя я не уверен, что к нему прислушались бы в случае решения вопроса о небоскребе Охта-Центр, но особое значение Лихачева было всегда в том, что он задавал тон, открывал глаза и петербуржцам, а раньше - ленинградцам, да и вообще всему обществу. И мне кажется, что в этом - его совершенно особое значение. Не только и не столько в практическом воплощении его идей и предложений, сколько в правильной ориентации в отношении сложных вопросов, связанных с сохранением культурного наследия.

Это Лихачев воспрепятствовал строительству на Васильевском острове 80-метрового небоскреба, который был бы виден с Невского проспекта

Но и практическое воплощение было немаловажным. Михаил Мильчик напоминает, что именно Дмитрию Лихачеву мы обязаны, например, сохранением того же Невского проспекта, нижние этажи которого одно время хотели сплошь застеклить витринами, безнадежно исказив его исторический облик. Это Лихачев воспрепятствовал строительству на Васильевском острове 80-метрового небоскреба, который был бы виден с Невского проспекта. Не все удалось Лихачеву: так и не получилось спасти уникальный храм украинского барокко на Сенной площади. Но даже его поражения можно рассматривать как памятники борьбе за сохранение города.

Каждый год 30 сентября единомышленники Дмитрия Лихачева и его коллеги из Пушкинского дома ездят на могилу Лихачева в Комарово. В этом году Фонд имени Лихачева совместно с Пушкинским домом, генеральным консульством Болгарии, Всероссийским гуманитарным научным фондом и петербургским Комитетом по внешним связям организовали в музее Достоевского большую российско-болгарскую конференцию, посвященную кириллице. Открылась выставка болгарских художников "Послание к кириллице" - каждая картина изображает одну букву кириллической азбуки. Фонд Лихачева также представляет две книги - библиографию последних лет жизни Лихачева и сборник работ о нем, вышедших уже после его смерти.

10-летие со дня смерти Дмитрия Лихачева ставит вопрос о его наследии, о его значении для современной России и для всего мира, считает исполнительный директор Фонда имени Лихачева Александр Кобак:

Декларация прав культуры - немножко фантастический документ, над которым Дмитрий Сергеевич работал в последние годы, - важна и для европейской культуры в целом

- Мне кажется, что это значение сохраняется, а в некоторых вопросах даже актуализируется. Прежде всего я имею в виду сохранение исторического облика Санкт-Петербурга. Это не столько проблема строительства высотных зданий, это проблема сохранения уникального комплекса памятников в Петербурге и по всей России. А если говорить о мире, то мне кажется, что Декларация прав культуры - немножко фантастический документ, над которым Дмитрий Сергеевич работал в последние годы, - важна и для европейской культуры в целом. Мы видим, как значение культуры, роль культуры постепенно отступает, и это может угрожать, собственно, и русской культуре, и европейской цивилизации.

Эта тема отчасти затрагивается и на конференции, посвященной кириллице, говорит Александр Кобак:

- Теперь, когда Болгария стала членом Европейского союза, мы опять, как и тысячу лет назад, вошли в Европу через Болгарию. И это важно для современности. Все компьютерные языки построены на латинице, на английской основе... В одном из докладов говорилось, что кириллица умрет через 100 лет, ее не будет - такой вот пессимистический взгляд. Над этим надо думать, об этом надо говорить.

Александр Кобак считает, что именно широта личности Дмитрия Лихачева, разнообразие его культурной деятельности дает возможность связывать с его именем самые острые вопросы, волнующие нас сегодня.

Радио Свобода, Татьяна Вольтская (Санкт-Петербург)

©РАН 2024