Новые выставки
29.08.2018
Мемориальный музей
«Творческая мастерская С.Т. Конёнкова» и Архив РАН представляют выставку,
посвященную К.Э. Циолковскому.
Константин Эдуардович Циолковский
(1857-1935) - выдающийся российский и советский ученый, основоположник
современной космонавтики, автор научно-фантастических произведений, философ,
яркий представитель школы русского космизма.
Портрет великого ученого был создан
Конёнковым в 1968 году, это одна из последних работ скульптора.
В том же 1968 году Сергей Тимофеевич
побывал на первой атомной электростанции в Обнинске и в калужском Музее
космонавтики. По возвращении в Москву он вылепил воображаемый портрет К.Э. Циолковского
и как писал Ю.А. Бычков в книге о Конёнкове: «в нем восхищение гением,
открывшим человечеству путь к звездам».
В серии рисунков Циолковского,
хранящихся в Архиве РАН, прослеживается путь мысли учёного. До Циолковского
ракеты ассоциировались с двумя вещами: фейерверками и войной. Ученый впервые
предложил взглянуть на них как на транспорт. Космическая ракета Циолковского
это пилотируемый аппарат с двигателем на жидком топливе и достаточно сложной
системой управления и жизнеобеспечения. В книге «Исследование мировых
пространств реактивными приборами» (1903 г.) Циолковский писал: «…в
качестве исследователя атмосферы предлагаю реактивный прибор, то есть род
ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной». На протяжении
многих лет Циолковский активно изучал теоретическую сторону пребывания человека
в невесомости. Впервые этот вопрос был рассмотрен в статье «Свободное
пространство», написанной еще в 1883 году. В дальнейшем работы ученого
наполнялись подробностями. «Все не прикрепленные к ракете предметы сошли со
своих мест и висят в воздухе… Сами мы также не касаемся пола и принимаем любое
положение и направление: стоим и на полу, и на потолке, и на стене». (К.Э. Циолковский
«Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1911–1912 гг.). Часть
этих рисунков представлена в экспозиции выставки.
В Выставочном зале Архива РАН (ул. Новочемушкинская
34) 20 сентября 2018 года в 15.00 состоится открытие выставки «Профессор с
пикой. 150-летие академика М.Н. Покровского – президента Комакадемии».
Как
историк и специалист Михаил Николаевич Покровский сформировался под влиянием
«московской исторической школы», был учеником В.О. Ключевского и П.Г. Виноградова.
Но стал убежденным революционером, большевиком, соратником
А.А. Богданова, А.В. Луначарского, Л.Д. Троцкого, активным участником
октябрьского переворота 1917 года. С середины 1920-х до середины 1930-х годов
Покровского считали, по выражению А.В. Луначарского, «обворожительным героем
революции». За ним признавались достижения в первом преломлении русского
исторического процесса на основе марксистской методологии. В историческом
процессе он видел, как и К. Маркс, замену одного общественного строя другим.
Общество, по его мнению, развивается за счёт внутренних сил. На каждом
последующем этапе развития общественных отношений все меньшей становится их
зависимость от природных географических влияний.
Н.
И. Бухарин назвал Покровского «профессором с пикой», подчеркнув его страстную
непримиримость к противникам. Его выдающаяся работоспособность позволяла ему
занимать одновременно не одну должность: первый заместитель наркома по
просвещению, президент Коммунистической академии, директор Института истории
Комакадемии и Института красной профессуры, руководитель Центрархива,
председатель Общества историков-марксистов, редактор трех журналов: «Историк-марксист»,
«Красный архив» и «Борьба классов».
М.Н.
Покровский участвовал в коллективном труде «История России в XIX веке». В
1910-1912 годах он издал «Русскую историю с древнейших времен» (в 5 томах), в
1914-1918 годах вышел двухтомный «Очерк истории русской культуры». После 1917
года Покровский выпустил работу «Русская история в самом сжатом очерке» (1920),
которая была одобрена В.И. Лениным и стала одним из первых советских учебников
для средней школы. Кроме того, были опубликованы «Очерки русского
революционного движения XIX-XX вв.», курс лекций «Борьба классов и русская
историческая литература», переиздание «Очерка истории русской культуры».
При
непосредственном участии Покровского были подготовлены и изданы декреты о
введении новой орфографии, об охране научных ценностей, памятников искусства и
старины, об увеличении пайков для ученых и специалистов, о ликвидации
неграмотности. Он стал одним из тех, кто поддержал идею пролетаризации высшей
школы и всемерно содействовал введению рабфаков, отмене вступительных экзаменов
в вузы, усилению идейно-политического воспитания студентов.
Следует
отметить, что периоды резких трансформаций в обществе открывают разные стороны человеческой
деятельности и человеческой судьбы. По мнению А.А. Чернобаева, «историк – живой
человек, то есть человек определенной эпохи, определенной страны, определенного
общественного класса, а прежде всего другого – определенной профессии».
На выставке
представлены ранее не экспонировавшиеся уникальные документы о деятельности
М.Н. Покровского, письма и статьи о нём как об убежденном историке-марксисте.
«Мы рождаемся на свет со способностями
и силами,
позволяющими делать почти все,
- во всяком случае, эти способности
таковы,
что могут повести нас дальше,
чем можно себе легко представить;
но только упражнение этих сил может
сообщить нам
умение и искусство в чем-либо и вести
нас к совершенству»
- Джон Локк.
В Выставочном зале Архива РАН (ул.
Новочемушкинская 34) 19 сентября 2018 года в 16.00 состоится открытие выставки «Башни,
стены и мосты», объединившей творчество почетного члена АН СССР, инженера,
архитектора и изобретателя Владимира Григорьевича Шухова и юного московского
художника Дмитрия Шеина.
В.Г. Шухов подарил миру не только
удивительные гиперболоидные конструкции мостов и стальные сетчатые светопрозрачные
перекрытия зданий, но и промышленный процесс
получения автомобильного бензина - крекинг
нефти. Изобретение паровой форсунки студентом Владимиром Шуховым предвосхитило
его участие во Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии и стало началом
многолетней и плодотворной работы с американским
инженером русского происхождения Александром Вениаминовичем Бари. По его проектам было сооружено в России и
за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции, под его руководством
спроектировано и построено множество мостов через Оку, Волгу, Енисей и другие
реки нашей страны.
Многогранность таланта В.Г. Шухова
проявлялась во многих сферах жизни. Он
спроектировал вращающуюся сцену МХАТа и придумал, как спасти знаменитый минарет
Самаркандского медресе. Он увлекался оперой,
театром, хорошо играл в шахматы. Но самым
главным его увлечением была фотография (в том числе стереоскопическая фотосъёмка).
С детства он любил изобретать, соорудив, например, возле дома фонтан, а на ручье
- маленькую действующую водяную
мельницу.
Юному художнику Диме
Шеину – всего девять лет, но его работы отличает особое умение компоновать
пространство плоскости листа любого формата и точность взятых тональных
отношений в колорите и тонкой техники пастели, не терпящей исправлений.
Изображая улочки, дома, мосты, башни, акведуки, каналы в ярких и запоминающихся
композициях, он наделяет их своим поэтичным и образным взглядом на мир.
Два участника выставки,
три разных века.
С одной стороны –
жизненный путь от любознательного и изобретательного мальчика до, по сути,
русского авангардиста в архитектуре В.Г. Шухова и его неповторимые инженерные
решения, с другой стороны – юный художник Дмитрий Шеин, работы которого
указывают на очевидный талант и возможный успешный путь в искусстве. Но их
объединяет главное умение – воображение, соединенное с творческим озарением,
которое воплощается в научном рисунке и рисунке пастелью.
На выставке представлены уникальные документы из фонда
В.Г. Шухова, хранящиеся в Архиве РАН: чертежи - настоящие произведения искусства, передающие художественное восприятие
объектов, таблицы, фотографии и иллюстрации зданий и сооружений, альбомы и
тетради. Из пастельных работ Дмитрия Шеина представлены листы «Венеция», «Канал в Венеции», «Венеция. Малый мост Риальто», ряд
работ, посвященных историческим строениям и каналам Санкт-Петербурга,
испанского городка Ронда, московские зарисовки.