Михаил Борисович Пиотровский родился 9
декабря 1944 года в г. Ереване Армянской ССР.
В 1967 году окончил с отличием Восточный
факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (ныне —
Санкт-Петербургский государственный университет, СПбГУ) по Кафедре арабской
филологии. В 1965-1966 годах стажировался в Каирском Университете. В 1967-1991
гг. — в Ленинградском отделении Института востоковедения: аспирантура, далее
путь от лаборанта до ведущего научного сотрудника. В 1973-1976 гг. —переводчик,
преподаватель йеменской истории в Высшей школе общественных наук в Народной
Демократической Республике Йемен. С 1991 года в Государственном Эрмитаже:
заместитель директора музея по научной работе, с 1992 года — генеральный
директор.
С 2012 года — декан Восточного
факультета, зав. Кафедрой музейного дела и охраны памятников Философского
факультета, зав. Кафедрой Древнего Востока СПбГУ.
Член-корреспондент РАН c 1997 года,
академик РАН c 2016 года — Отделение историко-филологических наук.
Академик М.Б. Пиотровский — известнейший
деятель культуры России, внесший вклад в сбережение исторического и культурного
наследия, организатор музейного дела. Приобрёл мировую известность как
историк-востоковед, филолог-арабист, исламовед, археолог, специалист в области
древней н средневековой истории и культуры Ближнего Востока. Область его
научных интересов и сфера научной деятельности: история Йемена, ранняя история
ислама, история Аравийского полуострова, Саба, Химйар, Коран, древнеаравийские
надписи, древнеарабская эпиграфика, эпические предания арабов, арабская
рукописная книга, арабская и исламская культуры и искусство, археология
Северного и Южного Кавказа и Центральной Азии, музееведение, история мирового и
российского музейного дела и художественных коллекций.
Как археолог участвовал во множестве
экспедиций на Кавказе, в Центральной Азии, в Йемене.
Заместитель председателя Совета при
Президенте РФ по культуре и искусству, председатель Союза музеев России
(возглавляет Союз с момента его создания в 2001 году). В 2020 году вошел в
состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в
Конституцию РФ.
В 1973 году защитил кандидатскую
диссертацию «Предание о Химйаритском царе Ассаде ал-Камиле», в 1984 году защитил
докторскую диссертацию «Южная Аравия в раннем Средневековье: процесс сложения
средневекового общества», профессор.
Основные научные результаты М.Б.
Пиотровского: введено в науку и исследовано кахтанидское (южноаравийское)
эпическое предание. Выявлен и описан процесс формирования средневекового
общества в Южной Аравии. Проведены полевые исследования древних торговых путей.
Выявлены и описаны аравийские корни ислама и процесс формирования политической
власти Мухаммада и сочетания светского и религиозного в практике ислама.
Предложен анализ исторической философии ислама. Решены проблемы типологического
описания исламского искусства и его представления мусульманской и
немусульманской аудитории. Разработаны основы нового направления в
востоковедении — «коранической археологии». Создана новая концепция и программа
преподавания истории и культуры ислама.
С 1983 года он работал в
советско-йеменской комплексной исторической экспедиции, в 1981-1992 гг. —
начальником отряда, в 1989-1990 годах — начальник экспедиции. Участвовал в
раскопках древних городов и храмов, в этнологических исследованиях. Опубликовал
серию работ по йеменской археологии и эпиграфике. Особое внимание им было
уделено изучению тех трансформаций, которые социально-политические системы
Йемена испытали в конце доисламской эпохи и в раннеисламский период
южноаравийской истории.
М.Б. Пиотровский много сделал для защиты
сирийской культуры. При этом его поездка в Сирию произошла во время, когда
ситуация там была угрожающая. В Дамаске подписал соглашение о сотрудничестве
Эрмитажа и Департамента древностей и музеев Сирии, в рамках которого эрмитажные
специалисты стали реставрировать предметы из музейной коллекции Пальмиры и
обучать тонкостям реставрации сирийских коллег.
М.Б. Пиотровский создал принципы объединения
музейного сообщества России, разработал теоретическую основу и практическую
программу развития глобального энциклопедического музея («Большой Эрмитаж»).
Регулярно принимает участие в
Международных Лихачевских научных чтениях, Днях знаний, выступает перед
студентами с лекциями. Приглашенный преподаватель Факультета истории искусств
Европейского университета в Санкт-Петербурге. Читал лекции во многих
университетах арабского мира.
Треть века М.Б. Пиотровский возглавляет
Государственный Эрмитаж — крупнейшую художественную сокровищницу России. Этот
старейший и один из известнейших музеев мира был основан в 1764 году
императрицей Екатериной II и служил местом хранения ее собственной коллекции
произведений искусства. Ныне собрание Эрмитажа включает в себя более трех
миллионов произведений искусства и предметов мирового культурного наследия —
сюда входят живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного
искусства, археологические находки и нумизматические материалы. Эрмитаж
расположен в центре Санкт-Петербурга и представляет собой уникальный
архитектурный ансамбль, включающий в себя здания Зимнего дворца (бывшей
парадной резиденции российских императоров), Малого, Старого (Большого) и
Нового Эрмитажа, Эрмитажного театра и Запасного дома Зимнего дворца. В музейный
комплекс также входит Меншиковский дворец, восточное крыло Главного штаба,
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и музей Императорского
фарфорового завода. Двести пятьдесят лет императорского музея с его особой
репутацией и эволюцией определяют значение Эрмитажа для России, а для
Петербурга он, по сути — градообразующий.
М.Б. Пиотровский возглавил музей в
момент тяжелейших кризисов — в начале 90-х годов, когда анархия царила везде, в
том числе в Эрмитаже. М.Б. Пиотровский: «Кое-кто пытался использовать момент,
чтобы взять реванш за прошлые обиды — вплоть до полной смены персонала и
создания на месте музея большого коммерческого предприятия, чтобы распродать
часть экспонатов. Желающие нашлись бы и внутри страны, и за границей. Это
разрушало Эрмитаж, грозило его полным развалом». Ему удалось отстоять музей.
Перед М.Б. Пиотровским стояла сложная
задача — суметь в кризис организовать содержание в сохранности 3-миллионной
коллекции. Но была брешь в госфинансировании — ее надо было восполнить
собственными силами. Для изыскания средств на реставрацию музея был разработан
проект по привлечению зарубежных грантов «Эрмитаж — ЮНЕСКО», открыты Общества
друзей Эрмитажа в США, Канаде, Нидерландах и других странах, а также
Международный клуб друзей музея. Разработана схема привлечения российских
спонсоров и инвесторов. Созданы службы развития, гостеприимства, связей с
общественностью. Эрмитаж первым среди музеев России стал публиковать отчеты о
своей деятельности, включая и финансовую. За рубежом стали проводиться
ежегодные выставки, филиалы были открыты в Амстердаме и Венеции, в Казани,
Выборге (Ленинградская обл.) и Омске (теперь еще Екатеринбург, Оренбург). Опыт
90-х пошел на пользу — сейчас музей самостоятельно формирует половину своего годового
бюджета.
М.Б. Пиотровский поставил глобальную
задачу — провести генеральную реконструкцию всего музейного комплекса. Была
завершена реконструкция Эрмитажного театра, который стал базой для Камерного
оркестра и академии музыки — новой сферы деятельности музея. В состав Эрмитажа
вошло Восточное крыло здания Главного штаба, где разместились коллекции
русского и европейского декоративно-прикладного искусства, живописи и
скульптуры XIX-XX веков и современного искусства (с 2014 года), сданы три
очереди строительства фондохранилища в Старой Деревне. Расширить экспозиционную
площадь позволило присоединение в 2014 году здания Биржи. Создана галерея
актуального искусства, а также ряд зарубежных выставочных центров и комплексов.
Открыты выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, выставочный
комплекс «Эрмитаж Амстердам» в Амстердаме, «Эрмитажные комнаты» в
Сомерсет-Хаусе в Лондоне. Разработана схема реставрации произведений искусств
мастерами Эрмитажа в других музеях мира (проекты осуществлены в Нидерландах и
Канаде). Проведена реставрация исторических зданий и создание выставочных
центров за рубежом: в Лас-Вегасе, Венеции, Амстердаме, Лондоне. Музей провел
десятки крупнейших выставок с участием отечественных и зарубежных партнеров. В
2014 году Государственный Эрмитаж принял масштабную международную биеннале
искусств «Манифеста». Страница музея в глобальной компьютерной сети в 2000 году
признана лучшей в мире. В последние годы в условиях санкций и обострения
международных отношений культурные обмены усложнились, но коллектив продолжает
упорно развивать международное культурное сотрудничество.
Реализовано немало проектов,
организовано возвращение проданных некогда за рубеж экспонатов. При М.Б.
Пиотровском бюджет Эрмитажа вырос в 75 раз! В разы увеличены музейные
пространства Эрмитажа, под его руководством продолжается работа по пополнению
фондов музея: только в 2016 году коллекции увеличились на 15 тыс. 475
экспонатов. В залах Эрмитажа одновременно могут находиться до 7 тысяч человек, он
стал поистине народным музеем — в год его посещают 3-4 млн. человек. В Эрмитаже
работает 2,5 тыс. сотрудников; научного персонала, хранителей, экскурсоводов —
около 500 человек.
М.Б. Пиотровский — организатор музейного
дела, им созданы принципы объединения музейного сообщества России, разработаны
теоретическая основа и практическая программа развития глобального
энциклопедического музея сегодня («Большой Эрмитаж»). Эрмитаж и
профессиональный Союз подготовили стратегию развития музеев в России — в ней
заложены основные направления продвижения, обозначен уровень технического
оснащения, определенной автономии и самообеспечения.
Так М.Б. Пиотровский достойно продолжил
дело своего отца, академика Бориса Борисовича Пиотровского, который в 1964-1990
гг. был директором главного музея.
Именно в период руководства М.Б.
Пиотровским Эрмитаж стал не только одним из ведущих музеев мира, но и
превратился в крупный центр археологической науки в нашей стране, символ
русской культуры. Сегодня он законодатель моды и музейной этики.
Государственный Эрмитаж стал известен во всем мире благодаря активной
популяризаторской деятельности и в первую очередь благодаря политике открытия
филиалов Эрмитажа в разных странах мира. Сегодня Эрмитаж — это не музей
искусства, это музей мировой культуры.
М.Б. Пиотровский — автор свыше 500
научных работ, в том числе каталогов арабских рукописей, изданий средневековых
памятников и древних надписей, работ по духовной и политической истории ислама
и арабской культуры, археологии Аравии, а также монографий, многочисленных
статей в научных и научно-популярных изданиях. Среди них — серия статей по
мусульманской мифологии в энциклопедии «Мифы народов мира», серия статей о
пророке Мухаммаде, «Ислам. Энциклопедический справочник», «Эрмитаж. Собрания и
собиратели», «Эрмитаж» в серии «Великие музеи мира», «Исторические предания
Корана», «Обретение двух святынь. Футух аль-харамайн» и «Для музеев нет табу».
Специалистам известны его труды, написанные индивидуально или в соавторстве:
«Предание о химйаритском царе Асаде ал-Камиле» (М., 1977г., арабские переводы —
Сана, Дамаск, Аден, 1978, 1979гг.), «Основы арабского исламского искусства»,
«Южная Аравия в раннее средневековье», «Йемен до ислама и в первые века
хиджры», «Коранические сказания», «Земное Искусство — Небесная красота.
Искусство Ислама», «О мусульманском искусстве», «Великие коллекции великого
музея. Эрмитаж», «Мусульманское искусство. Между Китаем и Европой», «Взгляд из
Эрмитажа», «От скифов до Кифера», «Мой Эрмитаж» на русском и английском
языках, «Основные черты арабской исламской художественной культуры»,
«Мифологический словарь» (40 статей), «Ислам. Энциклопедический словарь»,
«Южная Аравия в раннем средневековье», «Исламское искусство в России»,
«Культура как скандал», «Хороший тон».
М.Б. Пиотровский — автор и ведущий
телевизионной программы «Мой Эрмитаж» (250 серий), «Мой Эрмитаж-250» (100
серий), автор постоянной рубрики в «Санкт-Петербургских ведомостях».
М.Б. Пиотровский — главный редактор
серии «Христианский Восток», член редакционного совета журналов «Восточная
коллекция», «Восток», «Manuscripta Orientalia. International Journal for
Oriental Manuscript Research». В 2001-2005 гг. занимал пост председателя совета
директоров «Первого канала», председатель международного редакционного совета
научного журнала «Вестник древней истории», председатель редакционного совета
журнала «Актуальные проблемы теории и истории искусства».
Действительный член Российской Академии
художеств, член Академии наук Республики Татарстан, действительный член
Академии гуманитарных наук, член-корреспондент Германского археологического
института, иностранный член Академии наук Армении, член-корреспондент Института
Франции (Академии надписей и изящной словесности), иностранный член
Американской Академии искусств и наук. Почетный доктор и профессор Казанского
университета, Саратовского университета, Санкт-Петербургского Гуманитарного
университета профсоюзов, Северо-Осетинского Государственного университета,
Института истории им. Шагабутдина Марджани (Татарстан), Российско-Армянского
(Славянского) государственного университета.
Являлся членом Президиума РАН,
председатель Научного совета РАН «История мировой культуры», заместитель
председателя Санкт-Петербургского отделения РАН.
Член Совета, заместитель председателя
(2001-2011) Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Совета при
Президенте РФ по науке и образованию, член Президиума Комитета по
Государственным премиям при Президенте РФ, член коллегии Министерства культуры
РФ (1993-1997, с 2001 г.), член Совета по сохранению культурного наследия при
правительстве Санкт-Петербурга, в 2001 году избран Председателем Совета
директоров ОРТ.
Председатель Союза музеев России,
президент Всемирного клуба петербуржцев, председатель Петербургского отделения
Российского исторического общества, председатель петербургского отделения
Императорского Православного палестинского общества,
Президент «Альянс Франсез»
Санкт-Петербурга, председатель попечительского совета Европейского Университета
в Санкт-Петербурге, член попечительского совета фонда «Русский мир» (с 2010
г.), член Попечительского совета проекта Центра Национальной Славы «Служение
Отечеству: события и имена», президент Конгресса Петербургской интеллигенции.
Член Международного совета музеев,
председатель оргкомитета международной премии имени Николая Рериха, президент
Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в
Санкт-Петербурге.
Свободно владеет арабским языком,
главными европейскими и рядом древних языков.
Канада ввела санкции против генерального
директора Эрмитажа М.Б. Пиотровского.
На президентских выборах 2012, 2018 и
2024 гг. годов был доверенным лицом
кандидата В.В. Путина.
Награжден орденом «За заслуги перед
Отечеством» IV, III, II и I ст., орденом Почета, орденом Дружбы, орденом
Александра Невского.
Лауреат премии Президента РФ, лауреат
Государственной премии РФ.
Ему вручены: Почётная грамота Президента
РФ Благодарность Президента РФ, Почётная грамота Правительства РФ,
Благодарность Правительства РФ.
Лауреат Демидовской премии, лауреат
премии «За сохранение культурного наследия России» им. Д.С. Лихачева.
Отмечен медалью Анатолия Кони
(Министерства юстиции России), медалью Пушкина, общественной премией «Небесная
линия», Золотой медалью имени Льва Николаева, юбилейной медалью «300 лет
Российской академии наук», орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан»,
орденом «Аль-Фахр» Совета муфтиев России.
Почетный гражданин Санкт-Петербурга, ему
вручены — медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», медаль «В память
1000-летия Казани», Почетный гражданин Еревана.
Удостоен ордена Королевского дома
Оранских-Нассау (Нидерланды), ордена Почетного Легиона (Франция, 1998, 2004),
ордена Полярной Звезды (Швеция), ордена «За заслуги перед Итальянской
Республикой» (Италия, 2000, 2004), ордена Святого Месропа (Армянская апостольская
церковь, 2000), ордена «За заслуги» (Польша), ордена Льва Финляндии
(Финляндия), ордена Восходящего солнца, Золотой и Серебряной звезды (Япония),
Серебряной медали Амстердама, награды Международного научного центра Вудро
Вильсона, ордена Короны (Бельгия), ордена за заслуги в области науки и
искусства (Австрия), ордена Франциска Скорины (Беларусь), ордена Святого Иоанна
Иерусалимского, медали Аргишти Первого (Армения), премии «Золотой мост»
(Италия), ордена «Полярная звезда» (Монголия).
В 1997 году в честь отца и сына — Бориса
Борисовича и Михаила Борисовича Пиотровских — Международный Астрономический
Союз присвоил одной из открытых малых планет имя «Пиотровский».