Киносибирские истории
26.04.2022
В новосибирском Академгородке
открылась международная научная конференция «История в кино, кино в истории:
современные практики анализа кинотекста», организованная Институтом истории СО
РАН и киноцентром «Победа».
Приветствуя участников конференции, председатель
Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон отметил, что в
Новосибирском научном центре уравновешены естественные и гуманитарные
направления исследований. «Кино, скорее, относится к сфере искусства, но, как
любое из искусств, может становиться предметом научного исследования», –
считает глава СО РАН. Он также напомнил о восстановлении работы Клуба
межнаучных контактов в Академгородке как площадки неформального общения ученых
разных областей знания. «Недавнее заседание Клуба было как раз посвящено
развитию креативных индустрий, – акцентировал В. Пармон, – и в этом контексте
важно исследовать роль кино не только в формировании личности, но и в экономике
страны».
Директор Института истории СО РАН доктор исторических наук Вадим Рынков
задал проблемную постановку конференции: «Кинематограф долгое время относили к
специфическим историческим источникам, и только в последние 20 лет фокус
изучения кино изменился, – подчеркнул ученый. – Для историка оно стало особым
миром, требующим особых же методов анализа, в том числе зависящих от жанра». В
свою очередь, в каждом жанре, не исключая документалистики, есть место
кинофактам и киновымыслам. «Кино визуализирует, как правило, господствующие в
обществе образы прошлого, настоящего и будущего», – считает Вадим Рынков. Он
рассказал о рождении замысла проведения историко-кинематографической
конференции и охарактеризовал состав ее участников: «Для некоторых историков
кино является своего рода научным хобби, но у настоящего ученого хобби всегда профессионализируется».
Тезис об историографичности любого фильма был развит в докладе доктора
исторических наук Людмилы Мазур из Уральского государственного университета
(Екатеринбург). «Визуализация пространства в исторической динамике – одно из
преимуществ художественного кинематографа как исторического источника, –
констатирует историк. – Фильмы позволяют увидеть ту среду (городскую, сельскую,
природную, индустриальную и так далее), в которой разворачивается сюжет. И она
несет значимую семиотическую нагрузку, наполняя добавочными смыслами создаваемые
образы времени, места, героев и событий».
Для фильмов сталинской эпохи, по мнению Людмилы Мазур, характерно
стремление приблизить будущее, кинематограф 1950–60-х годов настроен на показ
«счастливого» настоящего. Для фильмов следующих двух десятилетий характерно
восприятие провинции как пространства традиционной культуры, не деформированной
урбанизацией. В эпоху перестройки провинциальный город («Город Зеро»)
приобретает добавочные смыслы погружения в ушедшее прошлое, хранителем которого
выступает отсталая заснувшая периферия, оторванная от настоящей жизни.
Создается образ города-музея советского прошлого. Музея, который из
виртуального может стать вполне натуральным – один из докладов был посвящен
набирающему обороты кинотуризму, центрами которого становятся как раз небольшие
городки, где снимали знаменитые фильмы.
В ходе пленарной сессии состоялась встреча с известным российским
кинематографистом Александром Сокуровым, также говорившим о децентрализации и
«регионализации» кино. «В советскую эпоху в каждом областном центре была как
минимум одна киностудия, документальная, – поделился он. – Региональное кино
нисколько не означало провинциальный уровень. Великой культурной державой был
именно региональный Советский Союз». «Сегодня каждый регион России должен иметь
профессиональное кинопроизводство и соответствующую статью в местном бюджете, –
считает А. Сокуров. – Однако идея децентрализации культуры постоянно
блокируется московскими деятелями». Он также высказал мысль об отсутствии
разделения кино на документальное и игровое, поскольку они различаются лишь
степенью авторской субъективности. «Для меня слово “художественный”
применительно к фильму означает не классификацию, а уровень мастерства, –
поделился кинематографист. – В этом смысле “Обыкновенный фашизм” и “Девять дней
одного года“ Михаила Ромма одинаково художественны».