В послевоенные годы Тарле сосредоточился на изучении внешней политики России в XVIII–XIXвв., выпустил работы «Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. 1769–1774 гг.» (1945), «Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798–1800)» (1945–1946), «Экспедиция адмирала Д.Н. Сенявина в Средиземное море (1805–1807 гг.)» (1954), написанные в патриотическом ключе.
Последней опубликованной книгой Тарле стала монография «Северная война и шведское нашествие на Россию» (издана посмертно в 1958 г.).
В конце жизни он снова впал в немилость Сталина, его работы снова начали критиковаться в прессе.
В последние годы жизни Тарле, несмотря на болезни и опалу, продолжал работать в архивах и библиотеках, читать лекции в ЛГУ и МГУ.
Е.В. Тарле был ученым мировой известности как времени царской России, так и советского периода. Область интересов его исследований была сосредоточена в большей степени на истории событийной, политической и дипломатической, и только в ранних работах на экономической или социальной истории. Сформировавшийся как ученый еще в XIX в., он никогда не был «марксистским историком» и ориентировался больше на классиков историографии XIX столетия, хотя элементы марксизма также присутствовали в его ранних работах. Считавшийся «беспартийным» историком Тарле в своих лучших работах, несмотря на обязательные в то время ссылки на «классиков» марксизма, излагал события в традициях «русской школы» историографии. Труды ученого по экономической истории «Рабочий класс во Франции» и «Континентальная блокада» занимали важное место в историографии того времени и являлись необходимой ступенью для развития этой области исторической науки, а многие его выводы впоследствии подтвердились современными исследователями. Монографии «Наполеон», «Нашествие Наполеона на Европу» и «Талейран» (так называемая «Наполеоновская трилогия») являются классическими работами по тому периоду. Характерной особенностью стиля историка была художественная, легкая и увлекательная манера изложения, сделавшая его книги популярными не только в сообществе историков, но и в среде широкой публики.