намерением «топографию российскую со временем в доброе состояние привести» Академия планирует издание видов городов, для чего приглашает из Амстердама художника О. Элингера (1666–1735), зачисленного на должность «гравера прошпектов», который обучал рисованию и гравированию академических учеников. В Рисовальной палате, обеспечивавшей начальный этап обучения технике рисунка в 1740-х годах насчитывалось более 100 «рисовальных учеников». Рисовальные мастера И.Х. Беркан, И. Люрсениус и И. Деккер и академические студенты, получившие образование в Петербургской академии наук, с успехом работали в академическом отряде Камчатской экспедиции 1733–1743 годов. Инструкцию рисовальщикам экспедиции готовила упомянутая выше Д.-М. Гзель, в которой, в частности, сказано: «Растения, чей облик ботанику захочется иметь запечатленным, должно принести свежесобранным художнику, и чем скорее, тем лучше, дабы они не успели высохнуть, с тем чтобы художник был в состоянии, изобразить их с цветками, корнем, семенами и т.д., как бы живыми. При этой работе художников должно призывать, чтобы они обдумали, как длину, и ширину каждого побега обозначить».
Подлинный всплеск деятельности русских экспедиционных художников был связан с Большими академическими экспедициями 1768–1774 годов. К этому времени подросли и окрепли кадры, воспитанные в академическом университете и других вспомогательных подразделениях Академии, в том числе в Рисовальной, Гравировальной и Ландкартной палатах. О масштабе их деятельности наглядно свидетельствуют публикуемые нами материалы, составляющие лишь малую толику наследия экспедиционных художников XVIII века, которое ждет своих исследователей.