«Башкирец показал [нам] способ, как они лазят в свои борти и сохраняют соты от лакомых до меду медведей: ибо Башрирцы, живучи в лесистых местах, делают свои ульи на высоких соснах, и только временной имеют присмотр, то есть, с весны и с осени. Лазят они на дерево, имея из тонких ремней сплетенный шириною в три пальца и нарочито упругий канат кирям. В дереве делают небольшие зарубки, киртык, так, чтобы ножные пальцы могли в оные вместиться. Когда хотят лезть на дерево, тогда оное, обняв кирямом, скрепляют концы в петлю, и положив его через левое плечо и поясницу, упираются ногами в дерево и вешаются на канат навзничь. Потом руками взбрасывая канат кверху, и лежа на оном, удобно могут лезть к верху и вниз спускаться. Для предостерегания меду от медведей нарочито смешные выдуманы способы. Над закрышкою улья прикрепляют веревку, на которую навешивают чурбан, талык, так чтобы он висел по самому тому месту, где медведю к улью лезть надобно. Чурбан, приведенный в движение, бьет медведя или в бок, или в голову; отчего медведь, рассердясь, сильнее бьет лапою в чурбан, и, далее его отталкивая, сильнейший получает удар. Сие позорище продолжает он до тех пор, пока, или выбившись из силы, или от сильного чурбанного удара, низвергается. Другой способ состоит в том. На суке дерева, которого вершину можно довесть до отверстия улья, привязывают на веревках четвероугольную зыбку, и приведши с нею сук к затворке улья, прикрепляют оной тоненькою веревкою. Медведь, лезя на дерево, неотменно принужден бывает садиться на люльку, чтобы добраться до улья: но, как и в сем случае, веревочка, которою сук прикреплен с люлькою, совершить его намерение препятствует, то он перерывает оную. Сук, освобожденный от притягающей силы, сродною себе упругостию распространяется, и люльку с медведем от дерева относит. И так медведь принужден бывает на ней качаться до тех пор, пока хозяин улья не придет и не убьет его: ибо на землю соскочить отчасти высота и отчасти острые вколоченные около дерева колья воспящают» (с. 192–194).