рисунку, живописи и гравированию, используя при этом, в том числе обширное творческое наследие М.С. Мериан, ставшее одним из главных учебных пособий в подготовке отечественных рисовальщиков. Были и иные возможности. Так, первый ученый исследователь Сибири Д.Г. Мессершмидт привлек в 1721 году к работе в качестве экспедиционного рисовальщика К. Шульмана, воспитанника тобольской школы, которую держал ссыльный «швецкий пленник» Врех. Опыт оказался удачным, Шульман показал себя талантливым художником. К сожалению, многие экспедиционные материалы этого путешествия погибли, сохранилось не многое. Ниже мы публикуем три акварели, сохранившиеся в фондах экспедиции. В другом случае, художником в путешествии И.Х. Буксбаума (1693–1730) в Константинополь (Стамбул) в 1724–1725 году был И.-Х. Маттарнови, один из сыновей архитектора Маттарнови, автора проекта Кунсткамеры (предшественницы Академии наук), который учился рисовать по естественнонаучным коллекциям, собранным в этом храме науки. Важным результатом его работы стали несколько сотен акварелей с изображением растений, наблюдаемых и описанных Буксбаумом по ходу маршрута. Многие из них сохранились в двух экземплярах: рисунки с натуры и оригиналы для гравирования (СПФ АРАН. P. I, оп. 19, № 5, ч. 1 и 2, 130 л.; № 9, ч. 1 и 2, 120 л.; № 14–113 л.; № 9, ч. 1 и 2–120 л.). Начиная с экспедиций Мессершмидта и Буксбаума, во всех скольнибудь крупных экспедиционных предприятиях XVIII и XIX веков всегда был профессионально подготовленный рисовальщик.
С учреждением Петербургской академии наук размах подготовки рисовальщиков существенно возрос. В ее составе помимо корпуса адьюнктов и академиков был целый ряд департаментов и учреждений для «взращения художеств и для обучения». Большинство академических художников и граверов готовили к изданию многочисленную продукцию академиков — книги, карты, гравюры. Уже в 1726 году, в связи с