обнаружить не только в архивах, но и во многих библиотеках, музеях, научных институтах и иных организациях.
Для характеристики каждой описываемой экспедиции в настоящей публикации мы отобрали лишь по нескольку рисунков разного содержания — изображения растений и животных, отдельные формы рельефа, разнообразные этнографические сюжеты и виды городов. Предваряет публикацию рисунков краткая информация о каждой экспедиции: их руководителях; исследовательском штате, в который входили «академические студенты», «рисовальные мастера» и «егери», в документах нередко называемые «охотниками» или «чучельниками»; о районах и результатах исследования; и, наконец, основных трудах путешественников, и очень коротко об известных нам рисунках экспедиционных художников.
К сожалению, сведений о рисовальщиках и егерях не много. Как правило, это всего лишь имена художников, биографические данные о которых неизвестны. И вряд ли удастся найти более подробную информацию в архивных документах. Но труды «рисовальных мастеров» могут многое рассказать, если, например, сопоставить их с «подневными» экспедиционными записками; а главное, проанализировать содержание рисунков вместе со специалистами разного профиля: будь то ботаники, зоологи, геоморфологи и гидрологи, геологи, этнографы и искусствоведы. Некоторый опыт подобной работы есть — публикация акварелей естественнонаучного содержания, созданных декабристом П.И. Борисовым (см.: том 29 серии «Научное наследство». М., 2002). Что касается «егерей», имена которых и вовсе не известны, здесь перспектив успешного исследования еще меньше. Между тем их работа имела исключительно важное значение для качества экспедиционных результатов. Она зависела от меткости глаза и твердости руки охотника, от умения чучельника точно воссоздать характерные особенности изучаемого животного. А от этого, в свою очередь,