быта и хозяйственной деятельности народов, населявших огромные территории Сибири.
Первая половина XVIII века — время формирования института экспедиционных художников, как массовой профессии в России. Новый этап «видописи» связан с размахом петровских преобразований и, в первую очередь, с широко поставленной государственной задачей масштабного и достоверного описания страны, что требовало от «видописцев» профессионального владения навыками рисунка. Петр I понимал это и постоянно возвращался к проблеме подготовки профессиональных кадров рисовальщиков. Ему было ясно, что она может быть решена не только посылкой их на обучение за границу или приглашением иностранных мастеров в Россию (и то и другое делалось), но главным ключевым делом оставалось — создание собственных кадров на месте. Первые целенаправленные усилия по подготовке съемщиков, владеющих техникой рисунка, были предприняты еще в начале XVIII века на уроках рисования в Навигацких школах, из которых вышло большинство геодезистов и землемеров того времени. Строго говоря, именно петровские геодезисты — первые русские экспедиционные художники. Выявление и изучение их наследия требует специальных усилий. В этой связи особое значение приобретает изучение изобразительного творчества петровских геодезистов.
Всю первую половину XVIII века шло планомерное накопление книг гравюр и рисунков, предназначенных, а затем и широко используемых для «учения российских людей». В 1717 году, в год смерти известной первоисследовательницы животного и растительного мира Суринама (Бразилия), блестящей потомственной художницы М.-С. Мериан (1647–1717), Петр I купил ее труды, которые прибыли в Петербург вместе с семьей ее дочери Д.-М.-Х. Гзель (1678–1743). Супруги Гзель, оба художники, поступили на русскую службу, где до конца дней своих обучали русских академических учеников