1 ноября 1824 г. Ругендас поссорился с Лангсдорфом и уехал из экспедиции, оставив ее на полгода без художника. В нарушение контракта он увез с собой значительную часть рисунков, которые Лангсдорф считал собственностью экспедиции. В СПФ АРАН хранятся 79 рисунков Ругендаса с изображением ландшафтов, быта индейцев, негров и колонистов. К сожалению, большинство их плохо документировано, часть осталась незаконченной художником.
Расторгнув контракт с Ругендасом, Лангсдорф решил нанять сразу двух художников. В 1825 г. через вице-консула Кильхена он обратился к А. Тонэю. Амадей Адриан Тонэй (Amadey Adriane Taunay 1802/1803–1828) был сыном французского живописца Н.А. Тонэя, приехавшего в 1816 г. в Рио-де-Жанейро в составе «артистической миссии» (30). Адриан родился во Франции и в 1818–1820 гг. принимал участие в экспедиции Л.К. де Фрейсине к Южному океану для исследования формы земного шара.
Лангсдорф высоко оценивал его дарование: «Тонэй был настоящий, гениальный художник, в полном смысле слова. Острое воображение, склонность к музыке, механике, живописи, к этому легкомыслие и дерзание безграничное <…>. Его эскизы были таковы, что только он один был в состоянии смотреть на них. Я его часто дружески предупреждал. Если он был в ударе, он в один час делал больше, чем другой за полдня. Искусство его таланта состояло в том, что он четко видел предмет, он был прекрасный рисовальщик. Он много читал, занимался самообразованием и имел великолепную зрительную память, своего отца он очень точно зарисовал, также короля Педро I, которого он случайно, раз или два мельком видел на улице <…> и карикатурно его изобразил. Он слишком быстро все заканчивал и не прилагал особого труда ни к чему» (31). Лангсдорф, бывало, бранил Тонэя за легкомыслие и говорил, что тот причиняет ему «больше хлопот, чем все остальные члены экспедиции вместе взятые» (32). В начале 1828 г. 26-летний Тонэй утонул в Гуапоре.
В СПФ АРАН хранится 152 рисунка Тонэя, из которых наиболее выразительными являются изображения индейцев племени бороро и метисов.