http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=f3836061-9c4a-45c6-88e7-d91b2afff929&print=1© 2024 Российская академия наук
Об авторе: Юрий Александрович Золотов – академик РАН (Отделение химии и наук о материалах), председатель Комиссии РАН по истории химии; Александр Генрихович Толстиков – член-корреспондент РАН (Отделение химии и наук о материалах), действительный член (академик) Российской академии художеств (Отделение живописи), член Комиссии РАН по истории химии.
Толстиков А.Г. Танцовщица с бубном. (Золотая одалиска). 2018. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, г. Уфа
В эпиграфы к этому тексту просится известная фраза немецкого мыслителя XVIII века Георга Лихтенберга (1742–1799): «…Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно». Творческой работе способствуют любознательность, широта интересов, эрудиция. Способный человек, которому до всего есть дело, может перебрасывать мостики идей, подходов, методов между, казалось бы, очень далекими друг от друга областями. Но бывает и так, что далекая область увлечет и целиком утянет к себе. Либо будет играть роль тайной или явной любовницы, как для физика Ньютона тайной любовницей была алхимия, а для химика Менделеева вполне явной – экономика.
Но это примеры перебрасываний в пределах одной сферы – сферы науки. Таких примеров много. Но нас сейчас интересует другая пара: химия – культура, причем только на российской почве.
Изобразительное искусство
Неутомимая деятельность привела М.В. Ломоносова в область изобразительного искусства. Выполненные им и под его руководством мозаичные картины стали выдающимся образцом художественного, научного и технического творчества великого ученого. В 1758 году Ломоносов составил проект оформления Петропавловского собора. Стены внутри собора, где находилась гробница Петра I, должны были украшать мозаичные картины, прославляющие деяния императора, своего рода памятник – надгробие. Из задуманных 12 произведений было завершено только одно – «Полтавская баталия», которое сейчас украшает здание президиума Санкт-Петербургского отделения РАН.
Мы еще поговорим об увлечении Д.И. Менделеева художественной литературой. Но главной страстью Дмитрия Ивановича, сравнимой с наукой, была живопись. Д.И. Менделеев и знаменитый портретист И.Н. Крамской явились основателями «Общества для единения ученых, художников и литераторов». С 1871 по 1873 год Менделев читал популярные лекции по химии членам этого общества. Особые отношения сложились у Дмитрия Ивановича с пейзажистом – новатором Архипом Куинджи. Статья Менделеева «Перед картиною А.И. Куинджи» 1880 года описывала то впечатление, которое произвел пейзаж художника «Лунная ночь на Днепре».
Алфимов В.М. Ассоциации.
Общаясь с художниками, Дмитрий Иванович много внимания уделял проблемам сохранения живописных произведений и долговечности красок. Менделеев в сотрудничестве с Куинджи провели много опытов по изготовлению красок и их смешению.
Как известно, президент АН СССР (1951–1961), академик Александр Николаевич Несмеянов, несмотря на огромную занятость, находил время и для сочинения романсов, которые исполнял Иван Козловский, и для собственных живописных опытов. Картины Александра Николаевича в последнее время не раз демонстрировались на выставках.
Очень интересен пример химика, академика И.Л. Кнунянца (1906–1990). Он создал метод синтеза акрихина, стал организатором завода «Акрихин», открыл полимеризацию капролактама и фактически создал капрон и фторполимеры… Но не менее он был известен как выдающийся коллекционер и реставратор произведений живописи и прикладного искусства. Доктор технических наук П.Е. Казарян писал в воспоминаниях о Кнунянце: «Иван Людвигович был не только коллекционером картин и мебели, но и реставратором, применяя им же созданные специальные растворители, считая, что это не ремесло, а тот же химический процесс... Посвящая редкие часы досуга этому делу, он сохранил для потомков замечательные произведения искусства».
Андрей Владимирович Киселев (1908–1984), профессор Московского университета, один из самых известных специалистов по адсорбции и хроматографии, тоже был большим знатоком живописи, дружил с известным художником Павлом Кориным и семьей Михаила Нестерова, имел собрание картин Ильи Машкова. Киселев собирал также произведения прикладного искусства. К его коллекции проявляли интерес Эрмитаж, Русский музей, музей в Кускове…
Несмеянов А.Н. Пейзаж. Осень.
В начале 2010-х состоялась большая выставка картин академика М.В. Алфимова. О своем увлечении изобразительным искусством Михаил Владимирович говорит так: «Писать картины я начал в 2000 году, после того, как, пройдя увлечение импрессионистами (в особенности Клодом Моне, когда я стремился посетить все музеи, где имелись его картины, купить все новые альбомы и побывать в местах, где писались картины), «встретил» Ван Гога. Меня поразило то, что Ван Гог был самоучкой. Я был вдохновлен его примером и решил – начну писать картины. Рисовать я на тот момент ни разу не пробовал, но был уверен, что писать картины смогу. Я стремился запечатлеть на полотне свои впечатления от общения с «живым» пейзажем. А для оценки качества картины выбрал для себя – нравится мне самому эта картина или нет. В последнее время пробую лепить. Отдаю этому увлечению каждую свободную минуту».
А вот известный химик-органик, академик В.А. Тартаковский свои впечатления в путешествиях по России и за рубежом фиксирует с помощью фотоаппарата. Для Владимира Александровича окружающий мир – объект вдумчивого изучения с позиции ученого-естествоиспытателя. Он много и успешно экспериментирует, обрабатывая цифровые фотографии с привлечением современных компьютерных технологий.
Значительных вершин в живописи достиг член-корреспондент РАН А.Г. Толстиков. Сегодня Александр Генрихович зрелый, искушенный мастер кисти, академик Российской академии художеств по отделению живописи, член Московского союза художников и Творческого союза художников России, лауреат премии им. В. Попкова.
Сфера научных интересов академика С.Л. Вотякова – геокристаллохимия и спектроскопия минералов. Что же подвигнуло и его к занятию живописью? Зачем сначала директору Института геологии и геохимии УрО РАН, а теперь заведующему лабораторией физико-химических методов анализа в этом же институте еще добровольно взваливать на себя организацию и руководство объединением «Ученые-художники»? Напрашивается единственный ответ – непостижимая сила искусства.
В одной из своих статей Сергей Леонидович так объяснял этот феномен: «Оглядываясь назад, только об одном хочется сказать. Как представляется сейчас, в моей жизни был один очень важный рубеж, причем произошел он не очень давно, в 1990-е годы, но расколол он жизнь достаточно серьезно на две неравные и такие разные части. До него была одна жизнь, наполненная своими радостями, будничной работой, какими-то мелкими и крупными победами и поражениями, учебой на физтехе УПИ (Уральского политехнического института), защитами диссертаций, воспитанием детей. А потом что-то произошло, и возникла совсем другая, новая жизнь, с новым содержанием, с новым всепоглощающим интересом, интересом к цвету вокруг, к цвету листьев деревьев, к цвету неба и воды, камня и чистой краски из тюбика, к цвету на палитре, на картоне и холсте».
Мозаичная картина работы М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» сейчас украшает здание президиума Санкт-Петербургского отделения РАН
Член-корреспондент РАН Георгий Алексеевич Домрачев (1936–2017) как-то сделал такое признание: «Во время отпуска и в командировках и по заказу друзей я рисую, делаю гравюры, пишу маслом, акварелью, пастелью, вырезаю или выколачиваю скульптурные композиции. За жизнь накопилось свыше 3000 разных произведений: от минутного наброска – до больших холстов, от экслибрисов – до неподъемных скульптур. Дома идет борьба книжных стеллажей (химия, физика, искусство) с моими картинами, развешанными на стеллажах и стоящими под стеллажами».
Родители Домрачева были артисты: виолончелист – папа, балерина – мама. Ясно, почему художественное творчество Георгия Алексеевича преимущественно наполнено лицедейством, театрально-концертной бутафорией.
Автор афоризмов К. Пирсон написал: «Все великие ученые были в известном смысле великими художниками; человек, не обладающий воображением, может собрать факты, но не сделает великого открытия».
Наука vs искусство
Пикассо говорил, что искусство – ложь, с помощью которой мы постигаем истину. Различия между наукой и искусством существенны. «Искусство – это «я», наука – это «мы» – так писал Гёте. Научное знание гораздо более объективно. Например, если бы немецкий физик Георг Симон Ом не установил свой знаменитый закон, это сделали бы другие. Произведения же искусства отмечены печатью индивидуальности и в этом смысле неповторимы. Картину «Завтрак на траве» Эдуарда Моне не мог бы создать никто другой, картина даже на тот же сюжет была бы иной. Не случайно известный химик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 1981 года Роальд Хофман, ставший еще и поэтом, эссеистом и литературным критиком, опубликовал стихотворение «The Difference Between Art and Science» («Разница между искусством и наукой»).
Художнику Жоржу Браку принадлежат слова: «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться». Можно согласиться с тем, что касается искусства. Но успокаивает ли наука? В каком смысле успокаивает? Не в творческом же процессе! Разве что если получен бесспорный результат. Да и в этом случае трудно говорить о каком-то успокоении. Если под наукой понимать процесс получения нового знания, а не застывшую совокупность знаний, когда-то кем-то полученных, то ни о каком успокоении речи быть не может. Вообще, творчество – в любой сфере – с покоем не сочетается.
Театр и кино
Из химии вышло по крайней мере два кинорежиссера. Один из них, выпускник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1964), Оскар Анатольевич Никич (Криличевский); он был также сценаристом. Во время учебы в университете работал лаборантом в Институте химической физики АН СССР, а затем научным сотрудником Института высоких температур. Как режиссер создал фильм «У самого Черного моря» (1975), автор сценариев большого числа фильмов, в том числе «Дубровский», «Отцы и дети», «Знак беды». Лауреат Госпремии СССР (1986).
Еще один кинорежиссер из химиков – Вадим Юсупович Абдрашитов, окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева в 1967 году. Фильмы его известны и любимы, высоко оценены специалистами-киноведами и критиками: «Парад планет», «Плюмбум, или Опасные игры», «Время танцора»… Абдрашитов – лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации.
Народный артист РСФСР Андрей Мягков (1938–2021) после окончания Ленинградского технологического института им. Ленсовета работал в Институте пластических масс. О нем как об актере кино и театра говорить не надо, все его прекрасно знают.
Как тут не вспомнить, что академик Юрий Анатольевич Овчинников в молодости играл Маяковского…