http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=f28f1085-a4f4-4f4d-b2b6-8374f6525df9&print=1
© 2024 Российская академия наук

РОБОТ РОБОТУ ГЛАЗ НЕ ВЫБЬЕТ!

11.04.2007

Источник: Независимая газета-Наука, Андрей Ваганов

В XXI веке человечество впервые столкнется с проявлением чужого разума

Европейская сеть исследований робототехники (ERRN) всерьез занялась разработкой норм использования роботов. В черновике европейских правил говорится, что в XXI веке человечество "впервые столкнется с проявлением чужого разума - с роботами". "Это событие повлечет разнообразные проблемы этического, социального и экономического свойства", - полагают в ERRN. Как сообщает агентство ВВС, проект европейской этической хартии для роботов планируется обнародовать в Риме в апреле 2007 года.

Отечественные эксперты к такой перспективе относятся весьма неоднозначно.

"В робототехнике уже назрели такие психологические проблемы, как проектирование робота, вызывающего позитивную реакцию человека на его присутствие в непосредственной близости, построение предсказуемого поведения робота, разработка логики взаимодействия человека с автономным и дистанционно управляемым роботами, учет возможности перепрограммирования робота на злонамеренные действия, считают доктора психологических наук, сотрудники Института психологии РАН Анатолий Костин и Юрий Голиков. - Частично эти проблемы поднимались на международных симпозиумах по робоэтике в 2004 и 2006 годах, на которых инженеры, философы, социологи и антропологи обсуждали воздействие роботов на будущее общество".

"О каких этических хартиях, регулирующих отношения между людьми и роботами, может идти речь? Люди до сих пор никак не могут урегулировать отношения между собой, - подчеркнул, комментируя по просьбе корреспондента "НГ" сообщение ВВС, Александр Нариньяни, директор по науке Рос-НИИ искусственного интеллекта. - Автоматика все интеллектуальнее. Это происходит везде, и дальше уровень интеллектуализации будет только расти. Но никому пока не приходит в голову писать этическую хартию отношений летчика и самолета, оператора и атомной станции, пользователя и компьютера (а ведь любая персоналка считает быстрее и точнее, чем все человечество, вместе взятое)".

Просто устройствам, получившим название робот, повезло, считает Александр Нариньяни: "В нашем сознании они попали в начало эволюционного ряда, ведущего к роботам из научной фантастики и блокбастеров. Так ведь и наша ближайшая родственница обезьяна - она заведомо из нашего собственного эволюционного ряда. Почему бы нам не подумать об этической хартии со всеми братьями нашими меньшими, вплоть до одноклеточных, которые пока как автономные объекты еще дают роботам немало очков вперед?"

И все-таки нет дыма без огня. В Южной Корее уже разработали специальную этическую хартию, регулирующую отношения между людьми и роботами. "Правительство планирует установить этические нормы, описывающие роли и функции роботов, так как ожидается, что их интеллект сильно разовьется в ближайшее время", - заявил министр торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи.

Прежде всего, заявляют разработчики правил, хартия должна закрепить контроль человека над роботами и предотвращение незаконного использования роботов. Ожидается, что этическая хартия роботов будет представлена гражданам Кореи уже в 2007 году и будет касаться как производителей, так и пользователей роботов.

Корейцев понять можно - доля стариков в составе населения этой страны увеличивается неумолимо. Корейские ученые уже создали поющего робота EveR-2 и робота-сиделку. Недавно сообщалось, что правительство страны планирует использовать роботов даже для охраны государственных границ. Ничего удивительного, что, согласно прогнозу Министерства информации и коммуникации Южной Кореи, между 2015 и 2020 годами каждая корейская семья обзаведется роботом. А в последнем отчете правительства утверждается, что к 2018 году обычным явлением станут роботы-хирурги.

Впрочем, без определенной дозы скепсиса и здесь не обойтись.

"Очень может быть, что робота-хирурга ближе к 2020 году создадут, но это будет замечательный манипулятор, полностью руководимый человеком, - подчеркивает Александр Нариньяни. - Не уверен, что у него будут даже развитые тактильные способности, а уж о зрительном анализе, позволяющем ориентироваться в хирургическом поле самостоятельно, и речи быть не может. Наверное, у него будет несколько рук, он сможет заменять целую бригаду, сможет нечто такое тонкое, что непосильно человеку, но управлять им, непрерывно глядя на экран, будет хирург-человек. И этому очередному поколению роботов нужна будет не хартия, а тройная надежность и техника безопасности".

И все-таки южнокорейская хартия роботов, над которой, кстати, работала команда из четырех футурологов и одного писателя-фантаста, вот-вот будет обнародована. А между тем к проблеме взаимоотношений мыслящих белковых систем и систем искусственного интеллекта всерьез присматриваются и в других странах. Так, исследование, проведенное в прошлом году по заказу правительства Великобритании, предсказывает, что в ближайшие 50 лет роботы могут потребовать для себя тех же прав, что и люди.

Так оно будет или нет - пока это еще только прогноз. Но по мнению психологов Анатолия Костина и Юрия Голикова, проблема присутствия самого робота около человека уже актуальна. "В частности, она возникает при разработке в США космического робота-шара, который должен самостоятельно летать по станции за счет миниатюрных реактивных двигателей, - подчеркивают исследователи. - Робот может действовать самостоятельно, например, изучать труднодоступные места внутри станции. Он может парить рядом с астронавтом, выполняющим какой-либо эксперимент, и с помощью экрана (а также синтезатора речи) подсказывать человеку последовательность действий. В то же время робот будет контролировать действия астронавтов, что создает предпосылки для его нежелательного присутствия".

Очень похоже на то, что прав современный американский философ Михаил Эпштейн: "Постепенно и современный человек будет передвигаться в область экологического внимания и заботы, поскольку "современность" будет осознаваться как техносоциальная среда, из которой человеческая телесность и индивидуальность выпадают в осадок, как рудимент давней стадии развития разума - "полудикой", промежуточной между природой и культурой, полуестественной-полуискусственной". Эпштейн даже предполагает возникновение нового научного направления - гуманологии. "Если антропология изучает специфические признаки человека среди других живых существ (животных и особенно высших приматов - гоминидов), то гуманология изучает его специфические признаки среди мыслящих существ, умных машин и техноорганизмов (муже- и женоподобных -гуманоидов, андроидов, гиноидов)", - поясняет философ.

Как бы там ни было, сегодня уже появляется возможность говорить о социологии объектов с искусственным интеллектом. Признание этого факта, сознательное изучение и использование вытекающих из него законов существования нового социального -это, как мне кажется, единственная возможность для нашего вида - homo sapiens - приспособиться к неизбежности технологического прогресса. Это, по существу, и должно стать целью социального проектирования.