http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=ef861588-f2c0-40aa-bc4d-0e9b6fb94757&print=1
© 2024 Российская академия наук

КУЛЬТУРНАЯ ПРИВИВКА. МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ О ТОМ, КАК ВАЖНЫ МУЗЕИ НА ВОЙНЕ

30.10.2015

Источник: Российская газета, Елена Яковлева

Директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский рассказал "РГ" о том, чему нас учат музеи на войне

В Перми проходит конференция "Мост памяти. Эшелоны идут на Восток", посвященная музеям в годы войны. Директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский рассказал "РГ" о том, чему нас учат музеи на войне.

- Пермский форум, организованный Советом музеев России, посвящен очень важной памятной дате - завершению Великой Отечественной войны, а также важным музейным событиям времен войны.

И прежде всего мы обсуждали на нем миссию музея во время войны. В последнее время прошла целая серия конференций, посвященных истории российских и германских музеев во время Великой Отечественной войны. И тут есть одна очень важная для нас вещь - музей во время войны это тоже музей. Даже если он не принимает посетителей. Миссия музея многосторонняя, и она остается в силе, даже если в музее нет посетителей. Конечно, во время войны обязательно проявляется много разных особенностей военной музейной жизни. Так, с одной стороны, Пермь спасла музейные сокровища, являющиеся безусловным культурным достоянием Советского Союза и России, а с другой стороны - в городе родились многие вещи именно в результате того, что во время войны здесь находились в эвакуации деятели культуры, сотрудники музеев и сами музейные коллекции. Мы до сих пор ощущаем интеллигентность города Пермь, и это побочный результат того, что в городе во время войны была явлена культурная энергия России, обычно сконцентрированная в Москве и Петербурге.

Наши музеи и музейщики во время войны делали свое дело и подчеркнуто использовали ситуацию с "музеями на войне" для того, чтобы на деле осуществить роль культуры в формировании общества, национального самосознания, национальной психологии. Я думаю, что их уроки очень полезны для современного музейного сообщества - и российского, и мирового. То, как мы спасли свою культуру во время войны, может для многих стать примером того, как ее надо спасать.

Сегодня мы живем в условиях, когда вокруг музеев во всем мире складывается очень много экстремальных ситуаций. И музей оказывается на передовой линии борьбы за судьбы культуры, культурного наследия, за понимание роли этого наследия как основы нашей цивилизации.

И мы изучаем опыт спасения культуры в ситуации, когда существуют страшные угрозы - гибели музеев, великих памятников культуры, гибели людей, которые хранят эти памятники. У российских музеев и музейщиков есть целый набор предложений, что надо делать в той или иной ситуации. А в Сирии музеи эвакуируются.

Мнение

Юлия Кантор, куратор форума, сотрудник Эрмитажа:

- Инициатива форума принадлежит Пермской художественной галерее. Об эвакуации мы обычно знаем, лишь кто и куда уехал. И совершенно не знаем обычной музейной повседневности. Присутствие больших музеев сохранилось в культурной памяти городов. Тыловые регионы получили культурную прививку на столетие.