Почему Сталин невзлюбил декабристов
23.08.2020
Источник: ЭКСПЕРТ, 23.08.2020, Ефросиния Арзуманова
Можно ли дворян считать
революционерами? В первые годы советской власти общественность активно решала,
годятся ли декабристы на роль предшественников пролетарской революции. Доктор
исторических наук Оксана Киянская и научный сотрудник ИНИОН РАН Дарья Булдакова
выяснили, как образ декабристов утверждался в сознании советского народа,
проанализировав статьи, написанные к 100-тию восстания на Сенатской площади.
Советская власть о декабристах
В основном народ придерживался
позиции Ленина, который считал, что самыми выдающимися деятелями дворянского
периода сопротивления царизму были декабристы, которые «разбудили» Герцена,
развернувшего «революционную агитацию». Однако в первые годы советской власти с
Лениным еще можно было спорить.
И вот в 1923 году в печати выступил
глава комиссии по истории Октябрьской революции и РКП М. С. Ольминский. Он
утверждал, что праздновать столетие со дня восстания декабристов не нужно:
«Собираются праздновать столетний юбилей декабристов. За что? Кто такие были
декабристы? Это были помещики, которые обманом увлекли солдат на Сенатскую
площадь и постыдно бросили их, когда царь начал этих солдат расстреливать. Это
были представители чисто помещичьих интересов, которые заботились только о
помещичьей выгоде. И вот, что же мы будем праздновать в декабре 1925 года:
20-летие нашей первой пролетарской революции или же столетие обмана помещиками
солдат?»
Ему активно возразил Михаил
Покровский, родоначальник советского декабристоведения, влиятельный марксист,
близкий к Ленину. «Декабристы, отнюдь не все были помещиками, обманно увлекшими
солдат на Сенатскую площадь, а были в своей известной части… настоящими
революционерами», — утверждал он. Однако полностью отрицать тот факт, что
декабристы — дворяне, было сложно.
Поэтому Покровский, изучая
декабристов, «мудро» разделил их по степени революционности. Северное общество,
которое состояло из крупных феодалов и душевладельцев, он считал
нереволюционным, действующим «без определенного плана и определенной цели».
Южное общество, по Покровскому, было
гораздо «революционнее» Северного, поскольку им руководил «безземельный дворянин»
Павел Пестель, стремившейся к «массовой революции». Автор марксиской концепции
движения декабристов утверждал, что южане «годами» вели «серьезную
конспиративную работу» и имели четкий «план действий».
Историк причислил к декабристам
Общество соединенных славян и так называемую «народную» группу – солдат и
крестьян. «На поле первой революции их не завлекли обманом… их привлекла туда
острая социальная несправедливость, ненависть к крепостничеству, более сильная,
чем все, что могли чувствовать к старому порядку самые захудалые и разоренные
дворяне», — заявлял он.
Концепция Покровского, конечно, была
скорее пропагандистской, чем научной. Его заявления можно было опровергнуть уже
тогда хорошо известными фактами. Например, восстание на Сенатской площади организовало
именно «нереволюционное» Северное общество. А утверждение о том, что Пестель
стремился к «массовой революции», опровергается всеми известными источниками.
«Истории свойственно трактоваться с точки зрения текущей политической ситуации,
— объясняет Дарья Булдакова, — поэтому одни и те же факты в разные годы могут
освещаться различно».
В журналистике 1925 года
пропагандистская составляющая юбилея была важнее исторических данных. Поэтому в
большинстве публикаций возобладала точка зрения Покровского.
Однако спор Покровского и
Ольминского неожиданно потерял остроту. К столетию восстания декабристов Ленин
уже умер, а для остальных «вождей» это событие оказалось не столь актуальным.
Первый советский юбилей отдали на откуп журналистам и историкам.
Декабристы в советских СМИ
Первые советские СМИ с удовольствием развивали
идеи Покровского. В газетах «Беднота» и «Красная Татария» В.Плесков отзывается
о Южном обществе куда с большим уважением, чем о Северном. А в редакционной
статье газеты «Гудок», руководители Северного общества были описаны, как «кучка
петербургских офицеров», не способных «объяснить толком своим солдатам, в чем
дело».
Самыми революционными заговорщиками,
по мнению журналистов, стали бедные армейские офицеры. Об этом писали в журнале
«Огонек» (статья «О пяти повешенных»).
Советская печать упоминала об
уступчивой природе и аристократической спеси участников Северного общества. По
мнению автора статьи «Декабристы» в журнале «Красная новь», именно из-за
«политического младенчества» на площадь не вышли «диктатор» С.П. Трубецкой и
главный организатор восстания К.Ф. Рылеев.
Историки о декабристах
К счастью, историки тоже активно включились в
«декабристский» вопрос. При Центральном архивном управлении РСФСР, была даже
создана декабристская комиссия, опубликовавшая мемуары бунтовщиков. Увидели
свет сотни научных работ, авторы которых, наконец, смогли самостоятельно и
нешаблонно оценить события 1825 года.
Так, например, Г. Б. Сандомирский,
автор предисловия к вышедшему в 1925 году сборнику «Декабристы на каторге и
ссылке», вообще отказался от «классового» подхода Покровского. А
профессор-декабристовед А. Е. Пресняков написал в своей книге «14 декабря 1825
года», что декабристы – ни на севере, ни на юге – вовсе не искали «поддержки
масс», ориентируясь прежде всего на «военную среду» и «верхи русской общественности».
1930-е:
забвение
К несчастью для памяти декабристов, Л. Д.
Троцкий похвалил их в своей речи 26 декабря 1925 года на II Всесоюзном съезде
Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Он утверждал, что декабристы были
первой попыткой дворянской интеллигенции, приобщившейся к истокам Великой
Французской революции, дать отпор царизму
и пробить окно в Европу. «Мы полученный нами от Европы дар – революционную
мысль – не принизили, не издержали: наоборот, мы ее обогатили опытом 1905 и
1917 годов и готовы теперь, с этим огромным наращением, поделиться ею с
европейским пролетариатом», — вещал он.
При этом в конце 1925 года Троцкий
уже находился в неразрешимом конфликте со Сталиным. «В забвении декабристов Лев
Давидович действительно сыграл решающую роль. Они были идеологически удобным
материалом для его теории мировой революции без государственных и национальных
границ. А Сталин как раз был противником этой идеи », — пояснили исследователи.
Высказывание опального организатора
надолго определило официальный взгляд на декабристов: их перестали замечать и
больше не считали «предшественниками» большевиков. В 1925 году статьи о
декабристах быстро исчезли, декабристоведение больше не вызывало острого
общественного обсуждения. А материалы и монографии о бунтовщиках 1825 года
внезапно столкнулись с трудностями при публикации.
Очередной «юбилей» – 110-летие со
дня восстания – прошел практически незамеченным прессой. Их место в «пантеоне»
борцов за свободу прочно занял «национальный» Пушкин, столетие смерти которого
в 1937 году праздновалось уже с государственным размахом.
Однако в позднюю советскую эпоху,
после смерти Сталина, авторитет ленинских постулатов вернулся, и декабристы
вновь предстали первомучениками русской революции. «Произошел "эффект
Лазаря"», — считает Дарья Булдакова. «Декабристов воскресили в народной
памяти, как первых вождей, пострадавших за свободу в борьбе с царизмом»,
говорит она, поясняя что советский народ нуждался в идеологических кумирах. И
тут, кстати, пригодился и Пушкин, солнце русской поэзии, воспевший «звезду
пленительного счастья». Одноименный фильм 1975 года с прекрасным актерским
ансамблем смотрят и в наши дни.