Гибрид смартфона и пиявки
19.12.2019
Источник: SNOB.RU, 19.12.2019
Юлия Гусаро
Как Роснано Популяризирует Науку Через Искусство
Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО
и галерея Frida Project Foundation выступили инициаторами арт-проекта «2020 →
2070», популяризирующего науку и технологии. Проект включает современное
искусство, созданное известными художниками в тандеме с учеными, и дискуссии о
технологическом будущем, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. Редакция
«Сноба» оказалась в числе первых зрителей проекта. Рассказываем, какое именно искусство
будет повышать престиж естественных наук среди молодежи
Казалось бы, если
организаторам краснодарского форума о малом бизнесе удалось с помощью
билборда и ироничного клипа привлечь Илона Маска выступить у них, то
градус любви к высоким технологиям в среднем по стране должен вызывать у
социологов оптимизм. Увы, не все так хорошо. По данным НИУ ВШЭ, в
российском обществе позиции науки слабоваты по сравнению с другими интересами.
38% населения не считают науку значимой для обыденной жизни, всего 7% регулярно
читают научпоп, и 4% обсуждают вопросы науки с друзьями.
На встрече ученых
и художников, которые впервые показали свои работы для арт-проекта «2020 →
2070», главный ученый РОСНАНО Сергей Калюжный сказал: «Инновации — это будущее,
которое создается учеными и инженерами совместно с обществом. Мы замечаем, что
приток молодых людей в научно-техническую сферу ослабевает. И наша глобальная
цель — привлечение школьников, студентов и молодых преподавателей в нашу сферу
художественными методами».
Что ж,
художественные методы избраны не случайно. Современное искусство сегодня
невозможно вообразить без экологической проблематики, множества взглядов на
взаимоотношения человека и машины и тяги художников к экспедициям и сложной
инженерии. Они исследуют мировой запас семян растений, создают искусственные
водопады, поднимают раскаленное «солнце» под потолок
музея, разводят микроорганизмы, которые со временем рисуют пейзаж, и управляют средой для их колоний с помощью искусственного
интеллекта. Интерес публики к произведениям, в основе которых лежит
исследование художника, также становится выше, чем к полету фантазии.
Руководитель дирекции ФИОП РОСНАНО Сергей Филиппов
объясняет: чтобы сделать конкурентоспособный технологический продукт, надо
привлечь конкурентоспособных инженеров — но хороших специалистов надо мотивировать
со студенческих и даже школьных лет, потому что подросткам важен престиж
профессии.
30 художников разных поколений привлекла к инициативе ФИОП
команда галереи Frida Foundation Project. Отозвались как звезды мирового
арт-сообщества — Эрик Булатов, Александр Виноградов, Ольга Киселева, Женя Шеф,
архитектор Сергей Чобан, — так и самые успешные среди молодых художников
российской сцены: Миша Most, Ольга Кройтор и другие. Некоторые художники на
этапе знакомства с куратором «2020 → 2070» Михаилом Слободинским сказали ему,
что проблему науки и будущего для них актуализировали их дети-подростки,
которые, совсем как Грета Тунберг, озабочены будущим планеты и экологии.
«Сначала мы предложили художникам поразмышлять о роли
ученого, однако они быстро взяли инициативу в свои руки и составили образ того
будущего, которое сегодняшнему молодому поколению только предстоит приблизить»,
— добавил Слободинский.
Потом художникам помогли познакомиться с учеными из
различных институтов, и, основываясь на опыте, полученном в ходе этого общения,
художники создали свои арт-объекты. Произведения уже готовы к нескольким
экспозициям в 2020 году, но диалог ученых и художников не заканчивается.
Символом этого диалога стал… лыжник. На известной картине
Эрика Булатова 1970 года бегущий лыжник «отгорожен» от зрителей агрессивной
красной решеткой — метафора всех проблем коммуникации, с которыми общество сталкивалось
в те годы. Для проекта «2020 → 2070» Булатов превратил свою работу в триптих:
лыжнику 2020 года помогают бежать современные технологии, которые его двойнику
из семидесятых даже не снились, а сейчас стали обыденностью для профессионального
спорта. На третьей части работы лыжник 2070 года ставит вопрос перед нынешним
поколением: какие открытия ближайших 50 лет помогут ему продолжать бег?
Разброс жанров, медиумов и практик получился большим: от
полновесного science-art до традиционной скульптуры и картин, футуристических и
ироничных. Многие работы можно назвать готовыми мемами (оговоримся, что определений
у мема много, и здесь мы пользуемся определением, предложенным российскими
лингвистами: паремиологическая единица, передающая культурную информацию и отражающая
типичные жизненные ситуации. — Прим. авт.). Самые яркие из них — серия живописи
Александра Савко «Билибин. Новые технологии», сюжет которых похож на фильм
«Иван Васильевич меняет профессию», снятых в стилистике ретрофутуристических
комиксов и вместе с тем помещенных в билибинский лес. Такова «Обложка
Time» Сергея Шеховцова. Героем выдуманной обложки стал инопланетянин, в глазах
которого отражается борт российского космического корабля с триколором. Такова
и графическая серия Жени Шефа «Бессмертие» — изображения животных в окружении
текста, раскрывающего их генетические секреты.
На одной из работ Шефа — голый землекоп, африканский грызун,
который смог фактически «отключить» собственное старение. На это обратил внимание
ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова и гендиректор портфельной компании
РОСНАНО «Митотех» Максим Скулачев, ведь голый землекоп — тотемное животное
компании. Он, как и его отец, академик РАН Владимир Скулачев, посвятил свою
жизнь изучению процесса старения и разработкам, которые могли бы его замедлить.
«Мы сейчас только встали на тот эволюционный путь, который голые землекопы
прошли до нас десятки тысяч лет назад, — уверен Скулачев. — Возможно, наше старение
отключится таким же естественным образом, но, чтобы это произошло в темпе
эволюции, придется ждать миллион лет. Мы с коллегами пытаемся проверить, нельзя
ли ускорить достижение этой цели. И пока наша гипотеза о том, что это возможно,
скорее подтверждается».
Самый высокий «мемный» потенциал, пожалуй, у «Фальшивого
зайца» Александра Федорова: с щедрого ломтя черного хлеба смотрит на зрителя
существо, покрытое чешуей. Сходство с зайцем ему придают плавники, растущие вместо
ушей.
Достаточно пробежать глазами полтора десятка научных
публикаций в «Киберленинке» по тегу «интернет-мем» за последние пару лет, чтобы понять: педагоги, лингвисты, политологи и
социологи в России активно изучают мемы как инструмент обучения и формирования
идеологических проектов. Многие художники отдали права на использование своих
изображений в рамках «Открытого кода» — это позволит любому учебному заведению
страны использовать изображения получившихся арт-объектов для популяризации
своих научных специальностей. Вероятно, во многих школах и институтах можно
будет увидеть открытки с «Фальшивым зайцем» и его компанией.
Работая над проектом, некоторые художники открыли для себя
совершенно новые выразительные средства, а ученые — расширили область научных
интересов. Хороший пример — «Нейрокод» Марины Звягинцевой. Основной художественной
практикой Звягинцевой был паблик-арт. Но после знакомства с ученой Ольгой
Мартыновой она решила ни много ни мало «залезть» в головы зрителей и изучить
воздействие искусства на их мозг.
Ольга Мартынова, заведующая лабораторией высшей нервной
деятельности человека, отметила, что нейроэстетикой — дисциплиной, находящейся
на стыке гуманитарных наук и нейропсихологии, — в России пока никто серьезно не
занимался. Она сама решила зайти в эту область только после знакомства с
художницей. В ходе опытов стало ясно, что искусство совершенно по-разному
воздействует на подготовленного (то есть на нацеленного посмотреть произведения)
и неподготовленного зрителя (то есть случайного прохожего). Мартынова отметила,
что эти эксперименты в дальнейшем могут послужить хорошим материалом при
разработке различных терапевтических программ. Более того, по результатам этой
работы она решила написать научную статью.
Эксперимент Марины Звягинцевой и Ольги Мартыновой
продолжается, и они готовятся к тестированию новой группы участников. Но
арт-объект — восьмиметровый стенд «Нейрокод», посвященный первым результатам
исследований, — совсем скоро будет представлен широкой публике.
Произведение искусства, созданное директором Института
науки и искусства Сорбонны, художницей Ольгой Киселевой, демонстрирует, без
преувеличения, феноменальные достижения археоботаники, в область интересов
которой входит восстановление утраченных человечеством растений. Инсталляция художницы
состоит из теней пальмовых деревьев вида, исчезнувшего в регионе Негев (ныне —
пустыня) и восстановленного после того, как в крепости Масада нашли древнюю
пальмовую косточку. В инсталляцию будут включены скульптурные макеты семян
фимиама, который также восстанавливают спустя тысячи лет с его исчезновения.
Несколько лет назад Ольга Киселева как художник восстановила во Франции породу вяза, которая погибала от болезни,
обусловленной изменениями климата в регионе, — французский вяз был скрещен с
сибирским. Сейчас художница совместно с Сорбонной и Министерством экологии
участвует в разработке программы по спасению французских вязов.
Художница Яна Буланцева решила воздействовать на будущих
инженеров магнетическими формами и фактурами прозрачного стекла. Ее скульптура
двухметровой длины, представляющая собой причудливый город будущего на фоне
светодиодного экрана, создана в диалоге с кандидатом химических наук РХТУ им.
Д. И. Менделеева Георгием Шахгильдяном. Химик отметил: «В комментарии к работе
“Город” Яна говорит, что новые материалы помогают городам развиваться устойчивее,
а горожанам — дышать легче. И это не просто слова: с помощью инновационных
способов обработки, меняющих структуру стекла изнутри, оно приобретает
невиданные прежде формы и свойства, действительно открывающие новые возможности
для строительства. Например, пеностекло — новый материал, который был использован
при строительстве парка “Зарядье”».
Красивые фантазии на тему будущего, как у Яны Буланцевой
или преподавателя Школы Родченко Аристарха Чернышева, впечатляют многих
зрителей не меньше, чем наукоемкие проекты. Чернышев разработал PiO — вымышленный
носимый гаджет, похожий на гибрид генетически модифицированной пиявки и
смарт-часов. Если бы этот гаджет существовал на самом деле, то действовал бы
как датчик биохимических показателей человека. Куратор Михаил Слободинский
сказал, что при монтаже работы Чернышева к нему подошли несколько человек и спросили,
где можно приобрести гаджет: они подумали, что это настоящая рекламная кампания
нового продукта. Да и на первом показе художественных работ стенд с PiO
постоянно был окружен зрителями, а некоторые тайком трогали «тело» пиявки
пальцем, пытаясь понять, из чего оно сделано.
Скоро произведения искусства, созданные для проекта «2020 →
2070» покажут в серии выставок #NANOart в Москве и Санкт-Петербурге, причем не
только в музейных и галерейных пространствах, но и в высших учебных заведениях.
Вместе с выставками пройдут и дискуссии о технологическом будущем и о том, как
искусство и технологии влияют на его конструирование сейчас.