КОНЕЦ ГЛАВЫ? СОЦИОЛОГИ ПОПЫТАЛИСЬ ВЫЯСНИТЬ, ЧТО НЕСЕТ НАМ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И КУДА ЗАНОСИТ ЕЕ САМУ
24.06.2019
Источник: Российская газета, 16.06.19, Анна Четверикова
До
недавних пор казалось, что в российском обществе на фоне всех его расколов и
противоречий хоть что-то осталось общим, неделимым и незыблемым. Прежде всего
"единое культурное пространство", полученное в наследство от славных
прошлых эпох. Нас объединяет искусство, которое вечно. Музыка, которая прекрасна.
Классика кино и хорошие книги. Старые песни о главном и новые - о всяческом разном.
Большой театр и театры поменьше, которые - все равно лучшие в мире... Кто
рискнет возразить?
Усомниться
рискнули сотрудники Федерального научно-исследовательского социологического
центра РАН. В ходе опросов они выяснили, что не все настолько радужно и благостно
в так называемой сфере досуга и культуры, тем более культуры массовой. На ней
сказываются все те противоречия и разломы, которые сегодня существуют в
обществе: между богатыми и бедными, жителями столиц и провинции, людьми молодыми
и старшего возраста, "коренными" и приезжими и так далее. Речь не
только о несовпадении вкусов и пристрастий. У талантливых мастеров искусств
есть поклонники в любой социальной группе. А смотреть популярные сериалы, ходить
на концерты поп-звезд и читать детективы в мягких обложках могут люди самых
разных возрастов и уровня образованности. Главная проблема в том, что далеко не
у всех граждан есть свободный доступ к культурной "сокровищнице" и
возможность открыть ее для себя. Точно так же в России обстоит дело с качественным
образованием, хорошей медициной, модной одеждой, интернет-услугами и многим
другим. Разница в доходах и в месте жительства значит очень много. Не у каждого
в России (даже при горячем желании) есть возможность пополнить домашнюю
библиотеку, купить билет на выставку или спектакль и даже просто доехать до
"очага культуры" по бездорожью из своего городка или села. Телевизор,
радио и интернет в этом случае играют для огромного количества людей роль
фастфуда, "растворимой лапши" - в отсутствие нормальных качественных
продуктов.
Сказать,
что эти неравенства сглаживаются - значит погрешить против истины. Не спасает
даже то, что в последние годы за государственный счет подключают к интернету
школы, библиотеки и музеи, снимают кино, открывают виртуальные концертные и
выставочные залы. Количество и качество - разные вещи. И не все решают денежные
вливания. В сфере культуры нельзя "совершить технологический прорыв",
"закупить новые станки", как в машиностроении, или "обработать
поля удобрениями", как в сельском хозяйстве. "Уничтожать вредителей"
и на кого-то давить - тоже не вариант оздоровления ситуации. Срыв концертов,
запрет или редактура "неоднозначных" фильмов, споры "сквер или
храм", "бизнес-центр или старинное здание", попытки слить в одно
"учреждение культуры" знаменитые театры из Питера и Ярославля и
прочие подобные вещи, как показала практика, реакцию в обществе вызывают
бурную, но явно негативную.
Сложно
и не сразу - но власть, таланты и их поклонники все-таки учатся искать и
находить компромиссы. А сам вопрос "о культуре", которая одинаково
важна и дорога нам всем, медленно, но верно в общей государственной повестке
дня передвигается из части "разное" в основную. В Госдуме сейчас
проходит процедуру предварительных слушаний и согласований обновленный закон о
культуре - его разрабатывают по поручению президента страны. Споров вокруг
этого законопроекта было много. Кстати, к его экспертизе в кои-то веки
привлекли и социологов, в том числе ученых из ФНИСЦ РАН под руководством
академика РАН Михаила Горшкова.
Как
же мы сейчас представляем себе отечественную культуру и что она для нас значит?
Можно сказать точно: это по-прежнему предмет гордости. Отвечая на вопрос,
какими достижениями последних 25 лет они особенно гордятся, четверть россиян
(25%) отметили в длинном списке нашу культуру, литературу и искусство. Они на
5-м месте по значимости. На первых же местах традиционно - российская армия
(43%), достижения спортсменов (40%), воссоединение Крыма с Россией (38%), а
также "ракеты" - успехи в космонавтике и космической технике (34%).
Для сравнения: состоянием системы социальной защиты граждан гордятся лишь 2%
опрошенных, отечественной медициной - 10%, образованием - 5%. Примерно каждый пятый
(22%) сказал, что гордиться "особо нечем". Так что у культуры позиции
на общем фоне не так уж плохи.
Большинство
граждан (70%) считает, что свобода творчества у деятелей культуры есть. Однако
41% уверен, что эта свобода пала жертвой диктатуры рынка. 58% полагают, что современное
художественное творчество "нравственно ущербно". Несколько меньше
(55%) сохраняют веру в то, что культура и искусство выполняют гуманистическую
миссию. Что же касается массовой культуры, то лишь 17% россиян думают, что она
влияет на людей позитивно. Треть (33%) видят в "культурном
ширпотребе" только негатив, и ничего более. 22% сказали, что никакого
влияния массовая культура - то есть кино, шоу-бизнес, книги "в мягких
обложках" - на общество не оказывает, как ни старается. Как и следовало
ожидать, люди старшего поколения вдвое чаще молодежи (44% против 22%) массовую
культуру очень не любят и говорят, что от нее один вред и упадок
нравственности. Только в молодежной группе респондентов (от 18 до 30 лет)
оказалось поровну тех, кто видит в массовой культуре как хорошее, так и плохое
(по 22%). Четверть молодых людей (25%) вообще ни во что не ставят ее влияние,
треть (31%) затруднились с ответом.
В
сфере культуры вполне может действовать такая же система, как в экономике -
государственно-частное партнерство
Россияне
по-прежнему считают, что культурное наследие прошлого намного превосходит сегодняшние
творения. Это касается кино, эстрады, литературы, искусства, музыки. Но
"старые песни о главном" постепенно приедаются. Доля любителей советского
кино и эстрады снизилась за последние годы на 8% и 10% соответственно. Среди
молодежи любители "советской классики" уже в меньшинстве. Упала и популярность
телевидения. Особенно сильно снизился интерес к "проблемным"
передачам, политическим ток-шоу - с 50% в 2003 г. до 36% в 2018-м.
За
15 лет многие пристрастия россиян изменились. Меньше стало поклонников у
старого советского кино (на 8%, сейчас их 77%). На современные российские
фильмы зрители идут охотнее, чем в 2003 году, но реже, чем еще три года назад
(53% в 2003-м, 62% в 2015-м, 57% сейчас). Значительно - на 20% - вырос интерес
к зарубежному кино (до 56%). 10% потеряла советская эстрада (до 55%), 8% -
научно-популярная и историческая литература (37% сейчас, 45% - в 2003-м). Люди
реже читают детективы (42% против 48%), но и русскую классику тоже (49% против
55%). Правда, измерять "среднюю температуру по культуре" нельзя,
толку от этого мало. Молодежь предпочитает одно, старшие - другое. Более
половины молодых людей отметили, что им "нравится" интернет,
социальные сети (82%), зарубежные фильмы (76%), современная музыка (72%),
самообразование (62%), современное российское кино (55%), мода и дизайн (51%).
Люди старше 60 до предела традиционны в своих вкусах. 96% любят советское кино,
74% - советскую эстраду, 62% - русскую классику, 56% - российские телесериалы,
52% - классическую музыку.
Трудно
было бы ожидать единодушия разных поколений и в том, каким образом проводить свободное
время. Молодежь предпочитает активное общение, чаще других возрастных групп
бывает в ресторанах, кафе, ночных клубах. Каждый третий молодой человек в
России регулярно занимается спортом, а также ходит в театры и на концерты.
Каждый пятый в свободное время занят самообразованием и повышает свою
квалификацию, каждый десятый любит музеи, выставки и вернисажи. А вот телевизор
молодые россияне смотрят гораздо меньше старших. Среди них почти три четверти
(72%) отметили, что на досуге сидят перед телевизором или слушают радио. 67%
старших хлопочут по хозяйству или на даче, 53% "просто отдыхают и расслабляются",
меньше половины (47-48%) гуляют, ходят в гости и общаются с друзьями.
В
одном молодежь и старшие в общем-то солидарны. В нелюбви к тому, чтобы на
досуге заниматься политикой или общественными делами. Лишь каждый двадцатый (5%),
а среди экономически активных людей - всего 3% участвуют в работе общественных
организаций. Еще того меньше (2-3%) посещают политические собрания и митинги.
Разве что церковные общины популярны у 5% молодых людей и у 16% пенсионеров. Но
в массе своей вместо молитвы или митинга наши люди лучше в кино сходят. Было бы
что смотреть.
Академик
РАН Михаил Горшков - о том, какую роль в сфере культуры и искусства должно на себя
возложить государство
Михаил
Константинович, такое впечатление, что в России сейчас две культуры - "для
богатых" и "для бедных". Одним Большой театр с недосягаемыми по
цене билетами, другим - сериалы и шоу по телевизору. Одним роскошно изданные
книги - другим "народные" детективы в мягких обложках. Одним все
богатства культуры - другим ширпотреб. Насколько остро люди реагируют на такое
неравенство?
Михаил
Горшков: Материальное неравенство всегда воспринимается тяжело. Особенно когда
у человека есть желание, но нет возможности прикоснуться к чему-то для него
важному и дорогому. И все же насчет двух культур - не будем так категоричны.
Да, мнение о том, что в России сейчас отдельно существуют культура
"рублевская" и "рублевая", поддерживают 57% опрошенных.
Только треть (33%) с ними не согласна. И все же культурные запросы и
предпочтения людей не связаны напрямую с уровнем их доходов, статусом или
местом, где они живут. Если человек беден, это не значит, что ему легко можно
"скормить" что-то низкопробное, как соевую колбасу под предлогом
скидок и "экономии". С культурными ценностями этот принцип не
работает. А богатство - еще не контрамарка в мир ценителей высокого искусства.
Проблема в другом.
Путин
распределил гранты на культурные проекты
Говоря
о возможности доступа к культурным ценностям, сошлюсь на данные наших коллег из
Центра социального прогнозирования. У подавляющего большинства (86-87%)
взрослых граждан России этот доступ - равный. Свободно заниматься творчеством
могут около половины россиян, пользоваться библиотеками, кинотеатрами, театрами
- 70-75%. Сложности начинаются дальше. Действительно, посещает театры, музеи,
выставки лишь каждый десятый россиянин старше 16 лет. Всего 3% занимаются в
кружках художественной самодеятельности, 1,6% - технического творчества. Только
пятая часть может полноценно организовать свой культурный досуг. И это не от
лени, не от пресыщенности. 93% граждан хотели бы участвовать в каких-либо
культурных мероприятиях. Но удовлетворить эти потребности реально могут меньше
половины (45%). Нет денег, времени, сил, элементарной информации о чем-то интересном.
Нет привычки именно так проводить досуг. Нет подходящей компании. То есть по
разным причинам около трети наших сограждан - в "зоне отчуждения" от
культурной сферы. И эту ситуацию надо срочно исправлять. Кроме государства,
такая задача вряд ли кому-то по силам.
И
как же действовать?
Михаил
Горшков: Разумно. Профессионально. Без ненужной пустой бюрократии, когда все сводится
к "отчетам о мероприятиях согласно плану". Для того, чтобы культура в
России действительно развивалась и способствовала, говоря высоким штилем,
"очеловечиванию человека", нужно объединить усилия государства и
самих мастеров искусств, журналистов и аудитории, специалистов в области
информтехнологий и ученых - словом, нас всех. Потому что общая культура -
главное, что в силах нас объединить вопреки всем идеологическим разломам и
социальным неравенствам. К сожалению, эта азбучная истина далеко не всем
понятна. Еще в 2013-2014 гг. в ходе экспертного опроса, который мы проводили совместно
с Институтом экономики РАН и Государственным институтом искусствознания
Минкультуры России, выяснилось: люди, "принимающие решения" в
государстве, явно недооценивают стратегическую, системообразующую роль культуры
для нашего общества. А значит, в своих планах и великих стратегиях ставят ее
чуть ли не на последнее место, "по остаточному принципу". Хорошо, что
сейчас это понимание постепенно приходит. Если первое лицо государства требует,
чтобы государственная политика в сфере культуры была серьезно обновлена -
значит, все наконец сдвигается с мертвой точки. Президент призвал к этому еще в
декабре 2017 г., и его поручения начали выполнять. По крайней мере, работа над
новым законом о культуре постепенно продвигается. Хоть и не так быстро, как
хотелось бы.
С
чего, вы думаете, надо начинать?
Максимов:
Культура - это женщина, она требует к себе нежного отношения
Михаил
Горшков: Прежде всего - осознать, что мы живем в принципиально других условиях,
чем раньше. Цифровая эпоха - это океан информации. Очень важно понимать, какие
в нем есть течения и омуты. Куда направлены (и куда надо по мере сил поворачивать)
информационные потоки - я говорю прежде всего об интернете и СМИ. К сожалению,
сейчас взаимосвязь цифрового пространства, массмедиа и культуры по-настоящему
никто не исследует, в официальных документах мы видим в основном лишь декларации:
"создать", "расширить", "развивать". Максимум
планов - построить новые дома культуры на селе, выделить гранты талантливым
мастерам или коллективам. Это тоже нужно, никто не спорит. Но еще важнее
сейчас, чтобы СМИ, соцсети и интернет-ресурсы не просто транслировали, но и
сами создавали культурные ценности в новых, современных формах. Чтобы в глобальном
пространстве культуры и искусства, рассчитанном на массовую аудиторию, действовали
не "рыночные", а качественно иные критерии оценки того, что хорошо, а
что - категорически нет. И не "зазеркалье" диктовало людям свою
мораль и нормы, а нормальный мир, не вывернутый наизнанку. Добиться этого -
примерно такая же работа, как посадить на месте пустыря сад, возделывать его и
пропалывать. От результата этих усилий и зависит, какую культуру современной России
мы в итоге увидим - "цветущую сложность" или заросли чертополоха.
И
дело не только в финансах. Даже если затраты на культуру сравнятся с расходами
на оборону страны (чистая фантастика, но можно же помечтать?) и каждый из нас
сможет ежедневно участвовать в трех "культурных мероприятиях", деньги
не пойдут впрок, если не будут ориентированы не просто на "потребителя
услуг", а на человека как личность. Для которого приобщиться к культуре -
это внутренняя потребность. Путь к тому, чтобы преобразить самого себя и мир
вокруг, сделать его более милосердным, красивым, гармоничным.
Честно
говоря, это легче сказать, чем сделать. Пока что в СМИ
"культурно-массовая" тема - это в основном скандалы. То итоги
детского певческого конкурса оказались фальшивкой, то со скандалом закрыли
выставку, то насильственно слили, а потом снова разделили питерский и
ярославский театры... О творчестве отдельных широко популярных "мастеров
культуры" иногда хочется сказать теми же словами, какими они сами выражаются
на публике. Ну какие тут критерии действуют, кроме коммерческого интереса или
стремления к шумихе, "хайпу"?
Михаил
Горшков: Именно это очень многим в России и не по душе. Наши опросы показывают:
две трети россиян (66% против 40%) считают, что отечественная культура теряет
свою национальную самобытность под натиском западного массмаркета в этой сфере.
Больше половины (58%) огорчены тем, что в современных художественных
произведениях слишком много пошлости, пропаганды эгоизма и "успеха любой
ценой", насилия или секса. Только 17% полагают, что массовая культура на
нас влияет позитивно.
Правда,
даже в одних и тех же социально-професси-ональных и возрастных группах единства
мнений нет. Люди по-разному оценивают то, что происходит с обществом в целом и
с культурой как частью нашей жизни. Мнения разделились ровно пополам: одни
говорят, что российская культура в глубоком кризисе, другие - что сейчас мы
видим ее новый расцвет, которому "главное - не мешать". Одни считают,
что великие традиции живы, другие - что их за 25 лет успели разрушить. Нетрудно
догадаться, что пессимистичнее всех настроено старшее поколение - 60+. А
молодежь вдвое более терпима. Это как раз нормально, у каждого поколения свои
вкусы и взгляды. Хуже другое: более половины опрошенных нами молодых россиян высказали
полное равнодушие к истории и лучшим образцам русской и зарубежной классической
литературы, к музыке или театру. Им это все "не нужно" даже на досуге.
Но
справедливости ради надо отметить: по поводу того, что собой вообще
представляет культура, можно, как шутят мои коллеги, "у каждых двух
опрошенных зафиксировать минимум три мнения". И как бы ни ругали люди то,
что они ежедневно видят, слышат или читают, больше половины россиян (55%) все
же сохраняют веру в то, что литература и искусство несут гуманистическую миссию
и для общества они - благо.
Думаете,
наше государство сможет поддержать творцов и удержится от того, чтобы ими
просто руководить, диктуя свою идеологию?
Михаил
Горшков: Государство должно создать условия для того, чтобы культура в стране
существовала и развивалась. Конечно, отодвинуть его в сторону, оставив себе при
этом субсидии, гранты и бюджетные ассигнования, - странное и безосновательное
требование (хотя призывы "долой государство из сферы культуры!" звучат
достаточно часто). Но вполне возможна система, аналогичная
государственно-частному партнерству в экономике - взаимодействие государства,
общества и бизнеса. Когда действуют механизмы перекрестного контроля, четко
определены вопросы собственности и получения прибыли от нее, ответственность и
права всех сторон и многое другое. И эти вопросы вполне поддаются
законодательному регулированию. Повторюсь - в том случае, когда мы наконец
определимся, чего мы от нашей культуры хотим и что готовы ей дать сами. Если
политика государства в сфере культуры будет продуманной и взвешенной,
рассчитанной на всех граждан и каждого из них индивидуально. Такое вполне
возможно - хотя никто не говорит, что это легко.