Социолог Хасс представил исследование о жизни в блокадном Ленинграде
20.04.2022
Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 20.04.2022, Александр Соловьев
Несмотря на все перипетии нынешних дней, контакты между учеными
все‑таки не прерываются. Ведущие петербургские историки блокады приняли
участие в онлайн-обсуждении исследования социолога Джеффри Хасса, посвященного
жизни людей в условиях осады Ленинграда.
Научный семинар был
организован двумя близкими по духу исследовательскими центрами — лабораторией
изучения истории блокады Ленинграда и Институтом истории обороны и блокады
Ленинграда. Лаборатория действует в Санкт-Петербургском институте истории РАН,
а институт — в составе Государственного музея обороны в Соляном переулке.
Джеффри Хасс, профессор двух
университетов, Санкт-Петербургского и Ричмондского, блестяще владеет русским
языком, прекрасно знает Россию, с которой связан уже больше тридцати лет. В
1991 году он побывал здесь впервые, заинтересовался блокадой Ленинграда и с тех
пор стал одним из самых крупных американских исследователей этой темы.
Ученый уже более десятка лет
изучает блокадные материалы в архивах Петербурга. Он опубликовал не одну
научную статью в российских специализированных исторических журналах, в
изданиях Санкт-Петербургского университета и Института истории РАН. Так что
российской аудитории он достаточно хорошо знаком, и, как подчеркнул модератор
семинара Никита Ломагин, директор Института истории обороны и блокады Ленинграда,
никаких фальсификаций, очернительства или недооценки совершенного жителями
нашего города в его работах и близко нет.
Исследование Хасса — это
взгляд социолога на блокадную эпопею. Он использует очень широкий круг
источников, включая дневники, воспоминания, архивные документы, в том числе
сводки органов внутренних дел и госбезопасности. И к тем выводам, которые
делает, ученый относится с высоким чувством ответственности.
— Да, возможно, концепции социологов, которыми оперирует Джеффри
Хасс, многим российским историкам или совсем незнакомы, или известны достаточно
поверхностно. Тем не менее его методы вполне пригодны для исследования одной из
величайших битв и трагедий Второй мировой войны, — считает Ломагин. — И
это может быть интересно всем тем, кто занимается историей не только блокады,
но и гораздо шире — войн, катастроф, кризисов. Наши ученые еще практически никогда
не смотрели на блокаду с точки зрения социологии.
В частности, Хасс считает, что
одной из ключевых характеристик поведения ленинградцев были так называемые
якоря, связывавшие их друг с другом. В условиях, когда государственные
институции перестраивались на военные рельсы, горожанам приходилось полагаться
только на свои силы, и особенно важными стали неформальные отношения между
людьми и социальные связи.
— Историки, да и не только они, практически наизусть знают, сколько
граммов хлеба в самые тяжелые месяцы блокады получали рабочие, а сколько иждивенцы,
находившиеся в самом уязвимом положении. И мы относимся к этим количественным
показателям, как к само собой разумеющимся, — отмечает Ломагин.
— Когда и почему сложилась подобная неравномерная структура распределения
ресурсов, почему отношения внутри социальной структуры менялись и какие именно
изменения происходили — эти вопросы, относящиеся к характеристике общества в целом,
стали предметом изучения Хасса.
Опираясь на достаточно большое
количество дневников, он исследует женские судьбы в блокадном Ленинграде. Идея
ученого достаточно проста и понятна. В отечественной литературе обычно
говорится о том, что раз большинство мужчин находились на фронте, то в городе
остались преимущественно женщины, из‑за чего их роль и была весьма велика. То
есть речь о сугубо количественном показателе.
Американский ученый обратил
внимание на другую сторону вопроса: он считает, что в блокадном Ленинграде
женщины в максимальной степени реализовали потребность в заботе, заложенную на
генетическом уровне. И то, что во время блокады люди не утратили человечности
(о чем в свое время настойчиво писал Даниил Гранин в «Блокадной книге»!),
связано именно с ролью женщин: они прежде всего думали о других, нежели о себе.
Особое внимание Хасс обращает на роль семьи как важнейшей предпосылки к способности
выжить в осажденном городе.
— Существует много тем и сюжетов, связанных с блокадой, к которым
можно обращаться, используя междисциплинарные подходы, в том числе социологические, —
резюмирует Ломагин. — Дискуссия показала, что и взгляд иностранцев,
занимающихся изучением ленинградской эпопеи, тоже весьма полезен.