От идеалов науки – к идеальной науке

26.04.2011

Источник: Независимая газета, Андрей Ваганов

Этические нормы автономного сообщества профессионалов, занятых бескорыстными исследованиями

 

Великая научная держава Россия, как это ни парадоксально, не избалована обилием периодических науковедческих изданий. В начале 2000-х выходил при поддержке Российского гуманитарного научного фонда специализированный журнал «Науковедение». Но после смены руководства РГНФ это издание прекратилось. С 1980 года выходит академический ежеквартальник «Вопросы истории естествознания и техники». Вот, пожалуй, и все.

Поэтому появление в 2010 году нового периодического издания – «Социология науки и технологий» (издается под научным руководством Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН) – событие для научного сообщества. И уже № 4 за 2010 год – журнал ежеквартальный – подготовлен как спецвыпуск к 100-летию со дня рождения Роберта К.Мертона («СНиТ», 2010, т. 1, № 4).

Для любого социолога науки (и просто социолога), историка науки, науковеда, философа имя Роберта Мертона (1910–2003) – знаковое. Один из самых цитируемых ученых XX века, Мертон «обеспечил замеченность и легитимность самой этой специальности – социальному исследованию науки». Именно он в 1966 году создал так называемый 23-й исследовательский комитет социологии науки и технологий (RC23) Международной социологической ассоциации. Мертон же был первым президентом RC23 до 1974 года. «Деятельность Мертона на этом посту во многом определила теоретическое и институциональное развитие социологии науки в мировом масштабе», – отмечает Надежда Ащеулова, главный редактор специального выпуска, руководитель Центра социолого-науковедческих исследований Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ.

Ученик и многолетний научный сотрудник выдающегося социолога Питирима Сорокина, Роберт Мертон, конечно, останется в истории науки и социологии человеком, сумевшим выявить и сформулировать, если можно так сказать, «моральный кодекс строителя научного знания». Мертоновская четверка этических принципов науки сегодня уже признана классической. Она даже получила свою аббревиатуру – CUDOS: C – Сommunism (коммунизм, коммунализм) – результаты науки должны стать достоянием всего общества, быть доступными для всех); U – Universalism (универсализм – норма, требующая, чтобы оценка научного результата основывалась всецело на внеперсональном уровне); D – Disinterestednes (незаинтересованность (бескорыстность) – на результаты исследования не должны влиять ненаучные интересы религиозного, политического, экономического или иного характера); OS – Organised Scepticism (организованный скептицизм – исследователи обязаны быть критическими по отношению как к работе других, так и к собственной работе). Все это вместе и принято сегодня называть «этос науки по Мертону».

Первая часть спецвыпуска «СНиТ» как раз и отдана работам, в которых исследуются значение, границы применимости и эволюция норм CUDOS в классической, неклассической и постнеклассической науке.

Доктор социологических наук Елена Мирская (ее статья называется «Роберт Мертон и наука XX века») делает подробный разбор мертоновского этоса науки. В его основе – положение о том, что наука – это некое автономное сообщество профессиональных ученых, занятых бескорыстными исследованиями. «Мертоновская концепция научного этоса господствовала безраздельно все 60-е годы ХХ века», – отмечает Елена Мирская. Но в XXI веке вопрос о формировании регулятивных структур в научной деятельности и их последующем воздействии на нее должен быть исследован уже с учетом постепенного перехода к «постиндустриальной» форме существования. «Радикально новый характер информационного общества ведет к возникновению «органической парадигмы», которая, по-видимому, не в последнюю очередь проявится в науке, и тогда многое будет выглядеть совершенно иначе», – заключает Мирская.

Доктор философских наук, профессор, заведующая отделом историко-философских исследований Института философии РАН Неля Мотрошилова (статья «Создание Р. Мертоном классических парадигм социологии науки: взгляд из XXI века») приводит интересный пример такой эволюции норм научной этики. Со ссылкой на работы Дж. Зимана Мотрошилова отмечает, что концепция Мертона «представляет «наилучшую теоретическую рамку» для понимания сути академической науки, производящей «знание, которое мы называем чисто научным».

И тот же Зиман «выступил за модификацию мертоновских норм применительно к «неакадемическим» областям и институциям научной деятельности, – подчеркивает Неля Мотрошилова. – Имея в виду особенности этих структур, Зиман предложил модифицированную и дополнительную нормативную систему PLACE. Ее нормы: P – proprietary work, то есть акцентирование права собственности; L – local work, то есть необходимость решения локальных задач; A – authoritarian work, то есть особая, «начальственная» система управления в ряде научных областей; C – commissioned work, то есть работа на заказ; E – expert work, то есть решающая роль групп экспертов». В общем, остается только вслед за Цицероном причитать: «O tempora, o mores!» («О времена, о нравы!») Ничего не поделаешь: две «науки», два этоса.

А доктор философских наук Владимир Порус (статья «На Мосту Интерпретаций: Р.Мертон и социальная эпистемология») в свойственной ему немного парадоксальной манере справедливо замечает, что сама «концепция «этоса науки» Р.Мертона… служит одним из источников мифа о «большой науке», сыгравшего заметную роль в философии науки ХХ века».

В этом же разделе впервые публикуется статья одного из основоположников науковедения в нашей стране Михаила Константиновича Петрова (1923–1987), написанная около 40 лет назад, – «Методологическая эволюция Р.К.Мертона». Работа эта и сегодня абсолютно актуальна. Даже на фоне статьи члена-корреспондента РАН, заместителя директора Института психологии РАН Андрея Юревича «Теневая наука в современной России»…

Второй раздел посвящен статьям мемуарного характера: профессор Роза-Луиза Винклер (Берлин, ФРГ) – «Воспоминания о Роберте К.Мертоне»; доктор философских наук, профессор Владимир Ядов – «Как мы с Галиной Андреевой вступили в публичную дискуссию с Р.Мертоном»; доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Игорь Кон – «Воспоминания о Роберте Мертоне».

Завершает спецвыпуск «Социологии науки и технологий» большая подборка документов из переписки П.А.Сорокина и Р.К.Мертона.

По сути дела, на русском языке этот выпуск ежеквартальника – наиболее качественный и полный на сегодняшний день критический обзор творчества выдающегося американского социального мыслителя. Капитальный энциклопедический том в 226 страниц. При чтении которого все-таки не стоит забывать, что «нормы – это не статистически наблюдаемое поведение, а его «идеал».



©РАН 2024