http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=c6d12230-464c-4994-a746-6289eec38d97&print=1
© 2024 Российская академия наук

Четвертое фундаментальное понятие

09.11.2022

Источник: Н.Г., 09.11.2022 Георгий Малинецкий




Об авторе: Георгий Геннадьевич Малинецкий – доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН.

К «движению», «информации» и «сознанию» сегодня добавляется «самоорганизация»

(jpg, 201 Kб)

Главная функция компьютеров – «убить» миллионы лет свободного времени миллиардов людей.

Обычно будущее подает знаки, смысл которых становится ясен позже. Впрочем, в теории управления рисками есть представление о «предвестниках» – авариях и чрезвычайных ситуациях небольшого масштаба, предшествующих гигантским катастрофам. Увидел предвестник, понял его, принял меры – молодец. Иногда удается предотвратить катастрофу, иногда – сберечь, сохранить многое из того, что можно было.

Удивительные инженерные решения часто были воплощением архетипов народных сказок. «Свет мой, зеркальце, скажи и всю правду доложи, кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» И как по велению волшебной палочки рождается телевизор, интернет, смартфон… Или, как учат инженеров: «Если надо сделать что-то аккуратно – позовите немца. Если надо сделать что-то красиво – пригласите итальянца. Если надо похвастаться сделанным – обратитесь к американцу. Если же немец, итальянец и американец добиться результата не могут – зовите русского. Он проблему решит».

Однако иногда случаются вещи странные и удивительные. Часто молодые люди обещают девушкам звезду с неба, но, как правило, до звезд дело не доходит. Хорошо, звезда тут, а дальше-то что с ней делать? Именно эта ситуация и описана в книге Игоря Харичева «В гуще чужих ощущений: Роман в рассказах-признаниях» (М.: Academia, 2019. 288 с.). Идея романа проста: изобретатель из России, чтобы порадовать сына, уехавшего в Новую Зеландию, вкусом его любимых творожных сырков, создал устройство, позволяющее записывать и передавать ощущения тому, кто наденет «принимающий шлем». Ест сырок один, а вкус и удовольствие – у обоих. И никакого привыкания! Идеальный наркотик! Конечно, изобретатель создал через некоторое время огромную компанию «Sensations», его стали сравнивать со Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом…

Коротко говоря, это очень вероятный вариант будущего, который ярко и интересно описал И. Харичев. Об этом варианте и пойдет речь.

Империя самоорганизации

Мы все хотим жить хорошо и не хотим жить плохо. И, наверно, люди, которых мы избрали на высокие должности, тоже хотят, чтобы мы жили хорошо. В чем же дело? Почему успехи людей, занимающихся управлением рисками, гораздо скромнее, чем нам бы хотелось? Ответ – в пушкинской сказке о золотом петушке.

Звездочет, мудрец и скопец подарил царю Дадону золотого петушка, который предвидел опасности и поворачивался в ту сторону, откуда они придут. У нас та же проблема – ждем опасность с одной стороны, а она приходит с другой. Вспомним про COVID-19…

Дело в том, что опасности не знают узкого цехового деления наших наук, где есть «академик по котам» и «академик по китам». Какого сегодня надо звать академика, чтобы не попасть впросак? По китам или по котам? Проблема у нас, как и у царя Дадона, с междисциплинарностью. (Мудрец-то подставил царя с шемаханской царицею. В ней-то и была главная опасность!) Вторая проблема – с прогнозом. Предсказывать бы хотелось гораздо лучше, чем мы сейчас делаем.

В надежде решить проблемы с междисциплинарностью ученые в 1970-х годах создали теорию самоорганизации, или синергетику. Последнее название, происходящее от греческих слов «совместное действие», предложил немецкий физик-теоретик Герман Хакен. Сегодня синергетика представляет собой активно развивающийся подход, лежащий на пересечении сферы предметного знания, математического моделирования и философской рефлексии.

Предметное знание нужно для того, чтобы правильно поставить задачу и понять, что мы будем дальше делать с ее решением (звезда с неба). Математическое моделирование нужно, чтобы выделить наиболее важные причинно-следственные связи и получить инструменты для прогноза. Цель вычислений, как правило, не числа, а понимание изучаемого. Очень важна философская рефлексия, помогающая рассмотреть и задачу, и результат ее решения в более широком контексте.

В 1950-х годах британский физик и писатель Чарльз Сноу писал о пропасти двух культур – естественно-научной, отвечающей на вопрос: «Как?» и устремленной в будущее, и гуманитарной, отвечающей на вопрос: «Что?» и обычно обращенной в прошлое.

Как можно опираться на научное знание, разные области которого дают противоположные ответы?!

Иногда спрашивают, как в Академии наук с самоорганизацией – исследуют, изучают, применяют? Никак. Потому что с 2014 года Российской академии наук (1724–2014) у нас нет – у нее забрали исследовательские институты и право заниматься научной деятельностью, превратив в клуб с ежемесячной выплатой стипендии его членам. Может быть, это традиция? Царь-пушка, которая никогда не стреляла, Царь-колокол, который никогда не звонил. Теперь вот Академия наук без науки. Впрочем, избранный 20 сентября 2022 года президентом РАН академик Геннадий Красников говорит, что именно междисциплинарные проекты должны быть в центре внимания научного сообщества.

Самоорганизация принципиальна! Видимо, в XXI веке это понятие будет таким же важным, как «движение», «информация», «сознание». Традиционный, складывавшийся веками взгляд на мир связан с организацией, с представлением, что нашу реальность создали боги или какие-то внешние силы.

Но наука идет вперед, и становится ясно, что возможности и отдельного человека, и коллектива организовать что-либо весьма ограничены. Но если боги заняты более важным делом, чем организация, то нам надо понять, как все сущее, от электронов и элементарных частиц до жизни, сознания, общества, сформировалось в результате самоорганизации. Это волнующая задача для всей науки!

Еще один аспект самоорганизации. Мы, наш вид Homo sapiense, – абсолютный хищник на планете. Причина этого в том, что мы в отличие от всех других видов на Земле – технологическая цивилизация. Мы стали таковой, потому что научились передавать жизнесберегающие знания и способы действий в пространстве (из региона в регион) и во времени (от поколения к поколению). Стало это возможным потому, что мы в состоянии эффективно использовать усилия любого числа людей, чтобы жить дольше и лучше. Можно сказать, что самоорганизация – это наше всё.

Плохие студенты учат первые билеты перед экзаменом, а до последних обычно руки не доходят… Наука сейчас в таком же положении. Наша граница с незнанием (иногда ее называют передним краем исследований) настолько велика, что нельзя к каждой интересной задаче поставить по исследователю. Надо выбирать. Сосредотачивать усилия на самом главном, интересном и важном. Какие типы самоорганизации надо исследовать в первую очередь?

(jpg, 91 Kб)

Работы немецкого ученого Германа Хакена заложили основу нового научного направления – синергетика.

Обратимся к истории. В повести Стругацких есть важная фраза: «Понять – значит упростить». Мировая история – сложный, многогранный процесс. Чтобы разобраться в нем, произошедшее следует спроецировать на какую-либо ось. Карл Маркс проецировал на ось, определяющую собственность на средства производства. И тогда мы получаем исторический материализм и социально-экономические формации – от первобытно-общинной до коммунистической.

Однако прошедший XX век был золотым столетием науки и технологий. На планете нас стало больше почти вчетверо, а продолжительность жизни во многих странах увеличилась вдвое. Поэтому естественно в качестве оси для проекции выбрать место и роль науки как источника развития общества.

Такой анализ был сделан около полувека назад американским социологом Дэниелом Беллом. И тогда деление истории на фазы иное. Доиндустриальная фаза (до XX века): в центре внимания – исследование, покорение и использование природы. Индустриальная фаза (XX век): в центре внимания машины и главная из них – компьютер. И сейчас мир входит в постиндустриальную фазу развития, где во главе угла находится человек. Именно с ним связаны основные возможности и главные риски.

Леонардо да Винчи называл оптику раем для математиков. Продолжим эту аналогию: гуманитарные науки – рай для синергетики. Набор сценариев самоорганизации здесь гораздо шире, чем в мире природы. Синергетику в ипостаси исследования человека можно рассматривать как подход, изучающий взаимодействие трех пространств, в которых мы существуем: рацио–эмоцио–интуицио. Мы многого достигли и подошли к моменту выбора будущего, к точке бифуркации, как говорят в синергетике.

В шкуре чужих ощущений

Мыслители прошлого грезили, как накормить всех людей. И социализм, и капитализм, в общем-то, с этим справились. Что же дальше? Куда двигаться людям и человечеству? Каков вектор развития?

Промышленная революция освободила от тяжелой физической работы, а цифровая избавляет от рутинного умственного труда. Да и живем мы во многих отношениях лучше, чем монархи прежних веков…

Нефтегазовый кризис в Европе и проблемы отопления показывают, что мы близки к ресурсному переходу – нам нужно сохранить те же блага, тратя на это гораздо меньше невосполнимых природных ресурсов, чем раньше, и не создавая лавины отходов. Технологии и прикладная наука XXI века будут заточены именно на это. По части материальных благ мы близки к пределам.

Что же «дать» людям? Вопрос не праздный, а весьма и весьма актуальный. Один из ведущих специалистов в области искусственного интеллекта Кай-фу Ли считает, что 40–50% людей, работающих сейчас в США, через 10–15 лет потеряют работу. Их заменят компьютеры. Общество может их прокормить, но что они будут делать? Руководители знают: люди без дела – страшная сила. Один вариант очевиден – гражданская война и раздел США людьми разных ориентаций, рас, убеждений.

Социология подтверждает: по данным 2022 года, 50,1% американцев ожидает увидеть вторую гражданскую войну в США через несколько лет. Более 40% респондентов предпочитают «сильного лидера» демократии и придерживаются мнения о переполнении страны иммигрантами.

Кроме того, на Западе активно продвигается антибелый расизм – структурная ненависть к белым, гетеросексуальным мужчинам, к их женам, традиционной семье, морали и религии, поддерживающих их.

Другой вариант, описанный Игорем Харичевым, – продажа чужих ощущений, эмоций и устройств, позволяющих их воспринимать как свои. Об этом стоило бы поговорить и поспорить. Это действительно то, что может увлечь миллиарды людей, дать стимул для зарабатывания денег и исполнения ими своих рутинных занятий. Соблазнительно почувствовать себя то Штирлицем, то Мюллером, то радисткой Кэт…

Интересно почувствовать себя другим. У Дюма было 400 детей и более 100 тысяч строк текста. Моцарт написал гигантское количество произведений, был избалован женским вниманием и создал масонскую ложу. Айвазовский, если верить статистике, должен был писать по три картины в день… Как они воспринимали мир?

Удастся ли сохранить после того, как почувствовал внутренний мир другого, свою сущность? «Ощущизм» – удивительно быстрый и легкий путь к распаду человечества. Он ломает самоорганизацию – основу нашей реальности. Важнейший инструмент для самоорганизации – работа, общее дело.

Обратите внимание, как после каждого родительского собрания мамы обмениваются сотнями SMS. И, конечно, видео, видео, видео – мы все стали немножко репортерами… Если всего этого нет, то остается самоизоляция. Судя по опыту пандемии, COVID-19 – не слишком веселый вариант. Но ощущизм – суррогат общения, имитация личности, поможет ее скрасить.

Предшествующий вариант этого чуда обсуждал американский социолог Фрэнсис Фукуяма в книге «Наше постчеловеческое будущее». Он предпослал к ней цитату из Хайдеггера: «Угроза человеку исходит в первую очередь не от потенциально смертоносных машин и технологических аппаратов. Настоящая угроза всегда направлена против сути человека».

По его мысли, нейрофармакология и модификация эмоций и поведения, к которым близка современная биотехнология, – одна из самых серьезных угроз, стоящих перед человечеством. На выходные «надел» одну личность, идешь на свидание – другую, вызвали к шефу – третью. Человек становится «пародией на самого себя». По мысли Фукуямы, роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932), в котором меняют тип и природу человека с помощью биологических манипуляций, гораздо жестче, чем антиутопия Джорджа Оруэлла «1984» (1948), в котором власти ставят на террор и глобальную слежку… У Харичева всё мягче – просто шлем, просто ощущения, можно снять и вернуться. Если получится, конечно, не от всякого наркотика можно отказаться.

«Ощущизм» делит мир на «настоящих игроков» – сенсохантеров – и зрителей, потребителей. Это уже было – в 105 году до н.э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Смерть людей становится развлечением толпы. В 63 году н.э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. В 404 году христианский монах Телемах выскочил на арену и бросился между сражающимися гладиаторами. Толпа растерзала его, но под впечатлением от его смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры. При Гонории вестготы в 410 году захватили и разграбили Рим. Жесткие развлечения не пошли на пользу великой стране.

Сенсо-цивилизация

Мы переоцениваем результаты исполнения желаний современной наукой и технологиями. Фауст мечтал о второй молодости. Наука, система здравоохранения и социальные системы увеличили продолжительность жизни даже в странах третьего мира вдвое. Что же делают эти люди в своей «второй жизни»? Сидят в интернете, беседуют по смартфонам и смотрят телевизор. Современная электроника отнимает у нас половину жизни, главная функция компьютеров – «убить» миллионы лет свободного времени миллиардов людей. Ощущизм позволяет угробить почти все.

Не все благополучно с самоорганизацией в нашем мире. Поэтому и с климатическими изменениями, и с загрязнением окружающей среды топчемся на месте. Ощущизм может разрушить и то, что осталось. При императиве: «Каждый за себя, один Бог за всех» мы не выживем.

До «ощущизма» недалеко, поэтому книгу Игоря Харичева стоит воспринимать самым серьезным образом. В книге нет «рассказа сенсотехника», который работает на военных. Пилоту надо «ощущать», спецназовцу надо «чувствовать опасность» – это поможет сберечь ему жизнь без опасной практики, вербовщик должен понимать, как «надломать» того, кто может оказаться нужным в большой игре.

Нет здесь и «рассказа сенсопартизана». Цветные революции стали технологией (Люттвак Э. Государственный переворот: Практическое пособие / Пер. с англ. 2-е изд. – М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 320 с.). Мне довелось беседовать с участниками таких революций, растерянных и пытавшихся понять, почему же все получилось совсем не так, как они ожидали. А вот «сенсошколы» позволят вербовать сторонников еще быстрее, чем сейчас! Сфера «эмоцио» стремительно расширится!

Как же быть? Как удержать мир на том канате, по которому он движется? Обратим внимание на зону «интуицио», на наш выбор, который мы делаем порой бессознательно.

Психоаналитик рассуждает: «Очень много рабского в нашей психологии. Александр II отменил внешнее рабство, а внутреннее осталось. Мы боимся настоящей свободы, не любим нести ответственность за самих себя». А за детей, за близких, за страну? Много сил надо, чтобы плыть против течения, и сенсошколы этих сил не дают. Следуя логике американского психолога Эрика Берна, можно сказать, что Взрослых в нашей реальности гораздо меньше, чем Детей…

Впрочем, наша цивилизация – мир России – за нас уже многое выбрала. Достаточно точного аналога многих важных слов того мира, в котором мы живем, нет в европейских языках. Это: «совесть», «воля», «воспитание», «душа», «истина» (любопытна пословица: «Истина хороша, да и правда не худа»), «тоска»… Впрочем, есть и другие – «интеллигенция», «тыкать», «пошлость», «подлец», «мерзавец», «негодяй», «бездарь», «промысел», «осуждение», «тушеваться», «друг».

Как-то Джордж Мартин написал: «В настоящей жизни самое сложное в сражении между добром и злом – понять, где что». И книга Игоря Харичева помогает в этом. Когда Будущее придет, мы будем ко многому готовы.