http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=bc1eb4b9-0f2f-4d1e-aabd-b9c74e8251aa&print=1
© 2024 Российская академия наук
К 90-летию телеведущего, российского
ученого Сергея Капицы о нем вспоминают друзья и коллеги
«Портал»
в иное временное измерение появился на углу известного Дома академиков на
Ленинском, 13. Здесь 63 года своей жизни прожил российский ученый, просветитель
Сергей Капица.
Открытая
в честь 90 летия со дня его рождения памятная доска действительно создает
впечатление перехода из прошлого в будущее. И многие собравшиеся возле дома
Капицы друзья ученого в день его рождения вспоминали о нем так светло и
позитивно, что, казалось, и не было пяти с половиной лет, что его нет с нами,
что вот-вот нажмешь на кнопку телевизора, а там он — бессменный ведущий
телепередачи «Очевидное — невероятное» со своим бессменным «добрый день!». Мы
собрали самые трогательные воспоминания о нем.
Все
началось 14 февраля 1928 года в английском Кембридже. В семье эмигрантки Анны
Крыловой и блестящего русского ученого Петра Капицы, отправленного за границу
наводить мосты с западными научными школами, родился сынишка «весом 9 ¼ фунта,
здоровый и крикливый парень»... Он рос очень любознательным, темпераментным, не
любил проигрывать, всегда ставил для себя высокую планку и старался достигать
ее. И в 15 лет, когда Сергей поступил в Московский авиационный институт на специальность
самолетостроение и вскоре сел за штурвал учебного самолета У 2. И в 36 лет,
когда возглавил в Московском физико-техническом институте (МФТИ) кафедру общей
физики... С годами свежесть восприятия мысли не исчезла, но к ней присоединились
глубокие научные знания, накопленная мудрость, что и сделало Сергея Петровича
уникальным связующим звеном между высокой наукой и простым телезрителем, часто
далеким от фундаментальных теорий.
Вспоминает
советский и российский скульптор, академик Российской академии художеств, автор
памятной доски в честь Сергея Капицы на Ленинском, 13, Георгий ФРАНГУЛЯН:
—
Я, как и все мы, советские телезрители, познакомился с Сергеем Петровичем по
телевизору. Его передачи были любимыми много-много лет. Его форма изложения
серьезных проблем была доступна всем. Это вселяло уверенность в том, что есть
вещи, которые можно преодолеть, несмотря на то что ты непрофессионал. У него
были удивительная скромность и уважение к людям.
Сергей
Петрович бывал у меня в мастерской. Запомнилось, как он очень внимательно,
словно настоящий исследователь, изучал мои работы. Тогда я как раз делал
«Выбор» — статуэтку к премии «Сопротивление», которая вручалась людям,
рисковавшим жизнью ради спасения других. Он был на ее презентации и сказал: «Я
понял суть вашей скульптуры: она у вас четырехмерна». Вы понимаете, не
трехмерна, а четырехмерна! Это было очень лестно для меня, потому что я как раз
старался заглянуть глубоко в решение пространственных задач. Этот же принцип я
постарался воплотить и в памятной доске, посвященной памяти Сергея Петровича.
Она необычна — это единственная памятная доска, которая как бы обнимает угол
дома. На ней два Капицы — с одной стороны он в молодости, каким он приехал в
этот дом, с другой — в довольно преклонном возрасте, изменившийся, похудевший,
с грустными, мудрыми глазами. Помню, как он шутил: «В молодости я брал умом, а
теперь я беру красотой». Для многих доска может стать сюрпризом: ведь мало кто
помнит его, когда он был еще молодым, а с другой стороны — он уже далеко не
тот, каким мы помним его по телепередаче. Я показал начало и конец. Угловая
композиция как бы показывает, что Капица уходит от нас как в четырехмерный куб,
в иное измерение.
«Умел
пошутить, не отклоняясь от сути»
Вспоминает
экс-президент Российской академии наук академик Владимир ФОРТОВ:
—
В свое время нас с Сергеем Петровичем пригласили в ЮНЕСКО, в Париж, для
«круглого стола», который назывался «Наука в разных аспектах». Там было очень
много народу, в основном гуманитарии, огромная аудитория. Вдруг спонтанно
возникла тема «Наука и религия». Оказалось, очень много людей желали по этой
теме выступить и в конце концов переругались. Когда температура личных
отношений стала зашкаливать и некоторые готовы были чуть ли не подраться, встал
Сергей Капица и сказал: «Знаете, друзья мои, есть понятия «знание» и «вера».
Вот, к примеру, миссис Джонс знает, что у нее ребенок от мистера Джонса, а
мистер Джонс... верит в это». Все заулыбались, это сразу сняло напряжение, и мы
продолжили обсуждение сложной темы уже в доброжелательном тоне. Он умел
разрядить обстановку уместной шуткой, не отклоняясь от сути дела. Помню, на том
же «круглом столе» на вопрос о том, чем отличается восприятие религии атеистами
и верующими, он ответил так: «Верующие люди уверены, что Бог придумал человека,
а атеисты считают, что человек придумал Бога».
Вспоминает
главный продюсер, директор телекомпании «Очевидное — невероятное»,
проработавшая с мэтром пятнадцать лет, Светлана ПОПОВА:
—
Главным секретом успеха нашей программы был его собственный авторитет в научном
мире и среди телезрителей, причем не только в нашей стране. К нему в программу
готовы были приходить и большие ученые, и начинающие. Все волновались, заранее
спрашивали, какие будут вопросы. Мы часто ходили друг к другу в гости, и однажды
выяснилось, что он не любит маленьких собачек. А у меня как раз было две — Мася
и Бася. И если Бася к кому-то прыгала на колени — это означало, что она
признала человека своим другом. Сергею Петровичу «повезло». Однако он лишь
погладил собачку и тут же попросил убрать ее. Между тем в доме Капицы за
семейным столом у Маси и Баси было свое место. Чуть позже в одной из передач
«Очевидное — невероятное» под названием «Мыслят ли животные?» он позволил сесть
рядом с собой за круглый стол огромному догу, а во время эфира рассказал
трогательную историю про тюленей, которых он встретил на Дальнем Востоке, в
районе Курильской гряды: «Когда наш кораблик пристал к берегу, его тут же окружили
тюлени и высунули из воды свои морды, абсолютно умные, собачьи. Я спросил
боцмана: «Что им надо?» — «А это они музыку слушают», — говорит он. У нас в тот
момент из громкоговорителей действительно звучала музыка, которой тюлени были
увлечены. После мы провели небольшой эксперимент: выключили громкоговорители —
животные, повертев недоуменно головами, уплыли; включили — вновь появились».
«В
самолете занимал место возле запасного выхода»
Вспоминает
бывший подчиненный Капицы по МФТИ, физик Виктор ВЕСЕЛАГО:
—
Я не понимаю, почему Сергей Петрович так и не был избран академиком РАН.
Считаю, что его избрание украсило бы нашу академию. Но вы же сами понимаете,
как иногда бывает... В свое время даже Менделеева не включили в состав Академии
наук. Зато Сергея Петровича высоко ценили в Европе. Он был членом Международной
европейской академии наук. Однажды он летел в Рим на очередное ее заседание, а
я по своим делам, и мы случайно встретились в аэропорту у стойки регистрации.
Разговорились, и оказалось, что мы оба заинтересованы в особых местах в
самолете. Из-за моего высокого роста, да и Сергей Капица был немаленьким, нам
требовались места возле запасных выходов, перед которыми много свободного места
для вытягивания ног.
Почему
Плисецкая выругалась в эфире у Капицы
Вспоминает
телеведущая Эвелина ЗАКАМСКАЯ:
—
Вспоминаю самый первый эфир в 2010 году, когда Сергей Петрович пришел к нам в
студию в связи с объявлением нобелевских лауреатов по физике. Так получилось,
что ими стали наши соотечественники Андрей Гейм и Константин Новоселов, его
бывшие студенты. Капица был востребованным спикером в тот день и очень
интересно рассказал нам про изобретение графена. На волне этого удачного
первого телевизионного знакомства у нас завязались вполне дружеские отношения,
насколько это возможно, учитывая нашу разницу в возрасте и масштабы личности.
Несколько раз ходили в театр, помню, как навещала его в клинике — года за
полтора до его ухода. Думала, заскочу на минутку, не буду долго беспокоить.
Привезла фрукты, мороженое. Но оказалось, что чувствовал он себя нормально, и
мы просидели, наверное, часа два. Разговаривали обо всем на свете: о моем
родном городе, о кессонной болезни, он же увлекался дайвингом.
Он
очень интересно рассказывал о героях своей передачи, как он добивался их
благосклонности и понимания. Ведь к нему приходили не только ученые, но и артисты.
«О чем вы говорили с Майей Плисецкой? — спросила я как-то. — Она великая
балерина, а вы ученый?». — «А мы говорили о роли творчества в искусстве и
науке». И рассказал смешной эпизод, как они снимали передачу о Плисецкой в
Пушкинском музее. У них был стендап-проход по лестнице, во время которого они
разговаривают на фоне звучащей музыки, слов зрители не слышат. Уже начали снимать,
как откуда-то выскакивает уборщица и портит кадр. Снимают второй дубль, во
время которого Плисецкая рассказывает Капице о похожей ситуации с уборщицей во
время съемок фильма «Анна Каренина», где она играла роль Бетси. Там в кадре все
время появлялась уборщица, и режиссер, не выдержав, громко выругался на нее
матом: «Пошла на ... отсюда!». Когда балерина повторяла эту фразу режиссера
Сергею Петровичу, ее лицо попало крупным планом в камеру. Капица ее тут же
предостерег: «Майя Михайловна, вы знаете, определенный процент наших зрителей
умеет читать по губам». Потом редакция получила множество писем от разъяренных
зрителей со словами: «Что вы себе позволяете: народная артистка — и так выражается!».