http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=a44e3a47-e3c0-49b8-b05b-f3f286a04a3b&print=1© 2024 Российская академия наук
Согласно этому принципу, горные породы, залегающие выше, моложе, а те, что ниже в стратиграфическом разрезе,— древнее. Это позволило ученым того времени привязать тогда еще разрозненные научные факты к событиям сотворения мира, описанным в первой главе Книги Бытия Священного Писания. Как ни странно выглядит это сейчас, у них все получилось. Более того, получается это в современной науке.
Нильс Стенсен (Николай Стенон или Николас Стено)
Католическая геология
В сравнительно недавнем солидном, как по объему, так и по его авторам, сборнике по истории геологической науки Индианского университета «The Revolution in Geology from the Renaissance to the Enlightenment» (2009) ровно половина из 20 статей посвящено датскому врачу Нильсу Стенсену, или Николаю Стенону (латинский вариант его имени, под которым он был известен в научном сообществе своего времени), а сам он пафосно именуется «выдающимся эрудитом эпохи барокко и основателем современной геологической мысли».
Насчет «барочности» науки XVII века индианские геологи, наверное, все-таки погорячились. После этого физикам будет трудно найти элементы барокко в трудах Исаака Ньютона, современника Нильса Стенсена. Да и современную сильно измельчавшую в отношении ученых-энциклопедистов науку придется по этой логике называть «эпохой научного рококо», а нобелевских лауреатов с их изящными, прямо-таки филигранными поделками в очень узких областях науки — ее эрудитами. Но абсолютно верно то, что в геологии его времени мысль Николая Стенона работала в верном направлении.
Принцип суперпозиции, то есть наложения новых горных пород по мере их формирования на старые, он сформулировал в двух своих трудах: «Рассуждении о глоссопетрах (окаменелых зубах акул.— Прим. ред.)» в 1667 году и «De solido intra solidum naturaliter contento dissertationis prodromus» в 1669 году. В переводе на русский язык второй его труд звучит как «Предварительное рассуждение о твердом теле, заключенным природным процессом в твердое тело». Видно, что формулировал он принцип суперпозиции очень осторожно, вероятно, понимая, какой серьезный инструмент попадет в руки геологов. Ведь получалось, что земная кора содержит всю хронологическую историю геологических событий и что эта не такая уж длинная история в 6 тыс. лет Земли (согласно Книге Бытия) может быть расшифрована и датирована путем тщательного изучения слоев коры и окаменелостей.
Любопытно также то, что именно в это время, в 1667 году, лютеранин по рождению и воспитанию Нильс Стенсен переходит в католическую веру. Можно было бы подумать, что делает он это из карьерных соображений, так как в 1665 году переезжает, как сказали бы сейчас, на ПМЖ в Италию, где становится профессором медицины Падуанского университета, а через год — придворным врачом великого герцога Тосканы Фердинанда II Медичи и избирается за свое открытие выводного протока околоушной слюнной железы (стенсенов проток) во флорентийскую Accademia del Cimento («Академию эксперимента» со славной столетней историей).
Но это было бы ошибочное мнение. Будучи ученым широкого кругозора, что не редкость для исследователей того времени, датский доктор Стенсен, попав в Италию, заинтересовался еще и богословием, много читал труды отцов церкви и решил для себя, что католичество его устраивает больше. Довольно быстро он отошел от естественных наук, в возрасте 37 лет был рукоположен в священники и сделал действительно блестящую карьеру, но клерикальную. Быстро дослужился до фиолетовой ермолки епископа и стал одной из видных фигур контрреформации, служа Святому престолу апостольским викарием Северных миссий, то есть в протестантских княжествах на севере Германии. После смерти он был причислен Ватиканом к лику блаженных, то есть стал святым местного значения (для католиков Нижней Саксонии, где в основном проповедовал католицизм).
Протестантская геология
В истории медицины Николай Стенон остался благодаря стенсенову протоку, а в истории геологии как основоположник стратиграфии. Его идея о суперпозиции горных пород почти сразу была подхвачена и получила развитие в работах британских ученых, то есть в протестантской Англии. В 1681 году здесь на латыни выходит первый том «Священной истории Земли» Томаса Бернета, а в 1684 году — ее второй том. Оба были переведены на английский язык, а на латыни они переиздавались в континентальной Европе по меньшей мере на протяжении полувека и были одной из самых читаемых книг, причем не только в научном сообществе. Как явствовало из подзаголовка труда Бернета, он представлял собой «Отчет о происхождении Земли и всех общих изменениях, которые она уже претерпела или должна претерпеть до завершения всех вещей».
Томас Бернет закончил Кембридж, получив магистерскую степень по богословию и нанялся в компаньоны к молодому лорду Уилтширу, сыну шестого маркиза Винчестера, который по традиции должен был после завершения образования попутешествовать по Европе с обязательным посещением ее исторических и культурных памятников, чтобы приобщиться к истокам европейской цивилизации. Обычно родители нанимали своему недорослю знающего попутчика, который должен был разъяснять тому, что они видят перед собой. А молодой лорд Уилтшир, как писал Джонатан Свифт в своих «Замечаниях о персонажах двора королевы Анны», был «большим болваном». Но, как бы там ни было, сам Томас Бернет во время путешествия увлекся ископаемыми артефактами, и это увлечение сохранил в течение всей своей жизни, даже когда был занят политикой и обязанностями капеллана и личного секретаря английского короля Вильгельма III.
Иными словами, Бернет, как и Стенон, с современной точки зрения был геологом-любителем. Вот только профессиональных ученых геологов тогда не было, как не было самой науки геологии в ее современном понимании. Однако это не помешало Бернету вести вполне научный спор по поводу своих геологических воззрений с Исааком Ньютоном, профессором Тринити-колледжа, членом Лондонского королевского общества, и прочая, и прочая, то есть, пожалуй, самым выдающим профессиональным ученым того времени.
С деталями теории Бернета можно познакомиться в трудах Игоря Анатольевича Игнатьева из Геологического института РАН, они свободно доступны в интернете и — главное — доступны для понимания неспециалистами, при высоком научном уровне они написаны простым языком, что, увы, редкость, в современной науке. Если же совсем коротко, то Бернет искренне верил, что «никакая истина, касающаяся мира природы, не может быть врагом религии; для Истины не может быть врага в виде Истины; Бог не может разделиться в самом себе».
Главный вопрос, по его мнению, состоял в том, как получилось, что «мы живем не в том мире, в котором жили первые люди». Согласно его теории, изначальная Земля вышла из первозданного хаоса в виде правильной сферы. «На этой гладкой Земле,— писал он,— прошли первые сцены мира и первые поколения рода человеческого. Она имела красоту молодости и цветущей природы, свежая и плодоносная, и не было ни складки, ни рубца, ни разлома на всем ее теле; ни пород, ни гор, ни пустых пещер, ни внутренних каналов, а одна лишь плоская поверхность и ровность повсюду».
Земная ось была ориентирована вертикально, и в средних широтах эдемский сад круглый год дышал весенней свежестью и прохладой. Так продолжалось 1600 лет, а затем следом за грехопадением его обитателей, земной рай был уничтожен. Его уничтожение произошло вполне естественным путем — Всемирным потопом. Бернет понимал, что воды в первичном океане для этого было бы недостаточно, и предложил любопытную гипотезу: большая часть воды поднялась из-под земной коры. Случилось это потому, что потоки дождей, которые, как повествует Моисей, шли 40 дней и ночей. Они-то и запечатали трещины в коре, по которым испарявшаяся вода уходила наверх. Образовался закрытый котел без отводного клапана. Когда давление паров в нем превысило прочность наружной земной оболочки, она взорвалась, образовав вихри потоков, приливные волны, а также разрывы и перемещения твердых обломков. Так образовались горы и впадины океанических бассейнов. Силой чудовищного взрыва земная ось была сбита к ее нынешнему положению. Когда вода вновь ушла в свои подземные вместилища, поверхность Земли представляла собой «гигантские и страшные руины, изломанную и перепутанную кучу тел».
И теперь мы с вами влачим жалкое существование на «грязной, маленькой планете» в ожидании ее преображения, как обещано в Священном Писании и следует из законов физики. В последние апокалиптические дни разом извергнутся все вулканы Земли. Богатая углем Англия вспыхнет как факел. Но первым огонь Божественного возмездия охватит дом Антихриста — резиденцию папы в Риме. И тогда произойдет обетованное второе пришествие Христа и начнется Его тысячелетнее Царствие…
Что тут поднялось в научном сообществе! Ученые писали целые книги с критикой теории Бернета. И пишут, кстати, до сих пор, потому теория библейской геологии жива до сих пор, и среди ее сторонников есть вполне серьезные ученые. Правда, в научных трудах ее критиков и сторонников слишком много «дискусов», «парадигм» и геологических терминов, которые делают эти труды непонятными для простого неученого читателя, по сути, это своего рода «междусобойчик» в геологическом научном сообществе.
Но если вернуться в XVII век, то там не было такой пропасти между научными и общепонятными трудами. Когда король Вильгельм III приказал перевести «Священную историю Земли» Бернета на английский, ее начал читать неученый народ. И понятно почему. Спустя полтора века отец-основатель современной геологии Чарлз Лайель писал: «Даже Мильтон в своей поэме (“Потерянный рай”, 1667.— Прим. ред.) не увлекался так сильно воображением, как увлекся Бернет при описании картин творения и Потопа, Рая и Хаоса». А Бюффон говорил, что книга Бернета «читается как исторический роман».
Но самое интересное здесь то, что наиболее авторитетный ученый — современник Бернета — Исаак Ньютон был вполне удовлетворен бернетовским вариантом геологической истории Земли, только указал ее автору, что наука не допускает изменений в положении земной оси. Более того, в переписке с Бернетом Ньютон предположил, что во время шестидневного акта творения дни были длиннее, чем сейчас. Но на этот раз не согласился Бернет, посчитав, что Богу не пристало подводить часы ради того, чтобы спустя 4 тыс. лет геологические данные соответствовали представлениям ученых.
Геология доктора Паркинсона
Едва ли Ньютон в буквальном смысле считал, что в библейские времена Земля вращалась вокруг своей оси намного медленнее, чем в Новое время, скорее можно предположить, что это был намек Ньютона Бернету (чтобы не обижать его) на метафоричность «дней» творения в Писании. Во всяком случае именно эта мысль все чаще посещала и ученых-геологов, и теологов на протяжении всего XVIII и в начале XIX века.
Шести астрономических суток, а точнее двух суток (второй и третий дни Творения, когда были созданы суша, небо, моря и растения) явно не хватало на формирование осадочных пород, по Стенону, на это требовались многие миллионы лет. И хотя времена, когда инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно и осудила Галилея прошли, но мысль выкинуть из головы Библию и навсегда забыть о ней никому в голову пока не приходила, даже у ученых-атеистов всегда оставалась надежда на компромисс с религией. И первым его внятно и четко сформулировал доктор Джеймс Паркинсон, тот самый, который описал дрожательный паралич и именем которого было названо это одно из самых распространенных ныне возрастных неврологических заболеваний.
Паркинсон написал огромный трехтомный труд «Органические остатки былого мира» (1811), где в третьем томе концепция дней-эпох получила свою классическую формулировку. Рассуждая о шести днях творения, о которых идет речь в первой главе Книги Бытия, он писал: «…Если мы обязаны понимать это слово [“день”] как описание того отрезка времени, в который наша планета ныне совершает свой суточный оборот... камень преткновения неустраним. Но если, с другой стороны, слово “день” принять в переносном смысле, как обозначающее некоторые неограниченные периоды, во время которых были завершены те или иные части великой работы творения, трудности исчезают. Возраст мира, согласно библейскому рассказу, будет соответствовать возрасту, явленному в феномене его [геологической] стратификации».
Проще говоря, стоит заменить второй день Творения на архей, а третий день на протерозой, как все встает на свои места. Никакого конфликта между современной геохронологией и рассказом Моисея из первой главы первой Книги Бытия нет. Такой подход Паркинсона являл собой яркий образец конкордизма (от латинского concordia — «гармония, согласие»), характерного для примирителей религии и геологии начиная с первой половины XIX века и до нашего времени.
Подробно все это описано в трудах кандидата биологических наук Александра Валерьевича Храмова из Палеонтологического института РАН и одновременно соискателя кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эти работы доступны в интернете и весьма интересны, а совмещение в их авторе столь разных научных ипостасей говорит само за себя.
Наука геология в ее современном виде окончательно сформировалась сравнительно недавно, последняя по времени фундаментальная ее составляющая — теория литосферных плит — оформилась в 1950-е годы и с тех пор постоянно уточняется. Публично отказываться в столь юном возрасте от своего родителя — библейской геологии — не только неприлично, но неразумно. Тем не менее отказываются.
Особенно стараются в этом плане американские историки геологии. Чего, например, стоит такой пассаж о современных конкордистах в области геологии одного из самых маститых историков науки в США профессора Принстонского университета Чарлза Гиллиспи: «Сумасшедшие маргиналы, такие как (далее идет перечисление имен ученых геологов.— Прим. ред.) …выпускали свои фантастические “геологии”, литературу, которая пользовалась удивительной популярностью, но которая слишком абсурдна, чтобы в ней всерьез разбираться».
Мы все это уже проходили, ученые старшего поколения наверняка помнят, как в их пионерском возрасте им в школе говорили: «Гагарин в космос летал, и бога там не видел». Их молодым коллегам физикам, химикам, геологам и биологам (первые две специальности изучают результаты первого и четвертого дней Творения, а последняя пятого и шестого дней Творения) нательный крестик, похоже, ничуть не мешает заниматься исследованиями. А в 2016 году Международный союз геологических наук (IUGS) присудил пока единственную в мире награду за исследования по истории геологии — медаль по истории геологии имени В. В. Тихомирова (Vladimir V. Tikhomirov History of Geology Award) профессору Мартину Радвику из Кембриджа за его историю додарвиновских наук о Земле, в которой прослежена динамика конфликта между религией и наукой и показано, что в современной науке он объективно сошел на нет.