Широко
разошедшуюся новость о том, что посетитель Третьяковки пожаловался на
"деструктивную идеологию" и "дьявольскую интерпретацию" в
залах галереи я воспринимаю как чистую провокацию. Направленную и против
галереи, и против министерства культуры.
Михаил
Пиотровский: По жалобам приходят из прокуратуры и спрашивают: "Куда вы
продали "Мадонну Альба"?"
Кем-то специально
запущенную и, к сожалению, широко подхваченную прессой.
Объяснения
министерства по этому поводу уже появились в СМИ. Но должен сказать, что мы
сталкиваемся с такими жалобами чуть ли не каждый день. И у нас огромный опыт
работы с ними.
Если жалобу на музей
пишут сумасшедшие люди, то они, как правило, направляют ее либо в министерство
культуры, либо еще выше. Несумасшедшие обычно присылают жалобы прямо в музей.
На любую жалобу -
по закону - нужно отвечать. Если жалоба приходит в министерство культуры, то
оно либо сразу дает ответ, либо посылает ее тому, на кого жалуются. С просьбой
прокомментировать ситуацию. Музей объясняет суть вопроса, а министерство
культуры, опираясь на это объяснение, дает ответ.
Думаю, такая же
жалоба именно по такой схеме и была прислана в Третьяковскую галерею.
Дело бы лучше
завершить компетентным музейным ответом министерству культуры, а не раздувать в
прессе, как скандал. Но я думаю, что кто-специально дал утечку,
"слил" это письмо в прессу. Подходит к концу контракт Зельфиры Трегуловой,
и это могло стать побуждением к огласке.
Такие жалобы на
музеи приходят десятками. Бывают случаи, когда министерство культуры или другие
вышестоящие инстанции просят нас самих ответить на ту или иную жалобу, но часто
просят и прислать материалы для их собственного ответа.
Жалоб от
сумасшедших очень много. Серьезные жалобы, на которые стоит обратить внимание,
обычно пишут прямо к нам, и мы на них отвечаем. Часть жалоб на нас приходит в
прокуратуру. И правоохранительные органы часто испытывают живой, нешаблонный
интерес к сюжетам в сфере искусства. Приходят и говорят: на вас жалоба, что вы
продали картину"Мадонна Альба" Рафаэля.
Жалобы-доносы еще
могут сопровождаться публикациями в разного рода интернет-изданиях. Это
специальная атака с двух сторон, но сейчас этого, к счастью, почти нет.
Свежайший пример
жалобы, которую мы разбирали.
Не буду называть
учреждение, которое ее послало, расскажу суть. "Безобразие, - пишут
возмущенные граждане, - в Петербурге господствуют сатанисты! Надо пресечь
аморальность и сатанизм в городе святого Петра!". ( В таких письмах, надо
сказать, почти всегда требуют "пресечь" - решительно прекратить,
возбудить уголовное дело, а то и расстрелять, в моей директорской истории это
бесконечный сюжет.)
Причина жалобы
такова. В Главном штабе у нас сейчас демонстрируется замечательная выставка
наших современных камнерезов в память о Фаберже.
Авторы жалобы
обнаружили на ней сущее (для себя) безобразие, работу - не называю имени автора
- из горного хрусталя обсидиана, изображающую череп быка с рогами и
наименованную авторами "Храм". "Уже давно российские военкоры, -
пишет автор жалобы, - продемонстрировали всему миру изображающие Бафомета
наколки украинских националистов, поэтому полагаю, что демонстрация этого
образа в Эрмитаже... полное безобразие и потворство врагу".
В жалобах на музей
всегда требуют что-то "пресечь" - решительно прекратить, возбудить уголовное
дело, а то и расстрелять
Тут не одно
сумасшествие, но и слишком смелая и безграмотная интерпретация.
Эта замечательная,
критикуемая авторами жалобы, вещь, композиция под названием "Храм",
вдохновлена античными мотивами. А черный бычий череп и белые рога - это
знаменитейший мотив искусства Древней Греции и Ближнего Востока. Этот декоративный
мотив и элемент орнамента называется букраний. К тому же бык во всех древних
цивилизациях был символом плодородия и процветания. В Древней Греции он еще
одна из ипостасей бога Зевса. Все это и легло в основу произведения
"Храм". Дальше нам приходится объяснять, что череп означает поиски
мастером классической выразительности. На взгляд музейщиков, это совершенно
нормальное произведение отсылает наши ассоциации ни к каким ни к бафометам, а к
древним культам, почитанию природы, животного мира и т.д. Это я цитирую наш
ответ в министерство культуры, поскольку к нам пришел запрос от директора
департамента музеев с просьбой сориентировать, как отвечать возмущенным
зрителям, обнаружившим Бафомета там, где его нет. И мы ориентируем.
Но Бафомет это еще
и моя специальность. Поскольку Бафомет значит Мухаммед. У этого образа целая
история. За него судили тамплиеров, в частности, обвиняя их в том, что они
поклоняются пророку мусульман Мухаммеду в форме какой-то черной скульптуры, что
тоже полный бред и типичная выдумка. У тамплиеров было много разных штук, и с мусульманами
они имели и политические, и мистические связи, но поклонение образу пророка
Мухаммеда это старая выдумка для их обвинения еще со времен процессов над ними.
Потом эта история разрослась, ее определенным образом восприняли всякие разные
сатанисты, но это уже тема испорченности восприятия у тех или иных людей, и
только.
Надо иметь
извращенно больное воображение, чтобы увидеть в композиции Бафомета и отсылки к
Украине, чтобы там ни накалывали себе на тело украинские националисты.
Видите, как много
сюжетов возникает. И букрании, и обвинение тамплиеров, и превращение этих
обвинений в некий образ сатанистов (за что и казнили тамплиеров, хотя они были
просто богатыми людьми и мистиками).
Но люди, которым в
замечательных произведениях искусства упорно мерещится сатанизм, на самом деле,
по-моему, сатанистами и являются.
СМИ надо быть
очень аккуратными при тиражировании таких сомнительных жалоб.
И нам всем стоит
помнить, что донос не должен стать нашим национальным жанром.
Пресса еще ладно,
а вот когда правоохранительные органы вынуждены после жалоб в стиле "в
Эрмитаже - жулики, воры, они "Мадонну Альбу" продали", приходить
к нам с проверками и спрашивать "Где "Мадонна Альбу"?" - то
это уже и не смешно.
*"Мадонна
Альба" Рафаэля в начале 30-х годов была продана советским правительством
американскому магнату Эндрю Меллону. - Прим. ред.