http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=9eaac0a3-36ce-4a07-a0ec-e1dae982bb08&print=1© 2024 Российская академия наук
Стресс можно не только почувствовать, но и услышать. Пальцы не только осязают, но и «видят». Плодовая мушка может стать чуть ли не родственником... Несколько месяцев современные художники работали в сотрудничестве с учеными Института физиологии им. И. П. Павлова РАН в Колтушах - мы рассказывали о старте проекта. Какой получился «арт энд сайенс», теперь можно увидеть в доме, где когда-то работал первый русский нобелиат академик Иван Петрович Павлов.
В 2018 году проект «Новая антропология», сплотивший академический Институт физиологии и художников (причем тех, что «на острие» - занимаются медиаискусством и сайенс-артом), выиграл президентский грант на создание новой экспозиции.
Подобные альянсы за рубежом не новость: рассказывать налогоплательщикам об успехах науки сподручнее художественными средствами. Это во-первых. Во-вторых, эти самые успехи науки сильно опережают нашу к ним готовность, чем и пугают. К примеру, рождение в Китае близняшек с отредактированным геномом повергло мир в чрезвычайное смятение. И опять же рефлексировать на тему технологичного могущества человека и этики куда интереснее с помощью искусства.
Инициаторы проекта из Техно-арт-центра на Пушкинской, 10, решили: где и обсуждать подобные вопросы, как не в академическом институте, специально созданном в 1930-х для нобелевского лауреата и изначально - одном из самых передовых в мире.
Прошлой зимой мастера из разных городов России посетили колтушские лаборатории, продумали проекты, из сотни заявок эксперты выбрали 15 самых интересных. Они сейчас и дополнили историческую экспозицию музейного здания старой лаборатории.
Эксперимент потребовал смелости от обеих сторон. От ученых - потому как надо было открыть лаборатории, рассказать об опытах и не вмешиваться в «полет фантазии». От художников - потому что тема биоэтики для многих больная. Некоторые, например, не решились искусства ради эксплуатировать даже насекомых (это сейчас основной «объект» в Колтушах) - воспользовались материалами давних опытов.
Например, Борис Шершенков дал вторую жизнь давно усопшим мышам, препаратам из их мозга. Художник «перевел» разные стрессовые состояния, запечатленные в белковых структурах, в звук. Так что с помощью клавишного инструмента можно буквально «поиграть на нервах» и услышать, как пренеприятно звучит эта музыка.
С помощью Натальи Федоровой и Елены Никоноле мы вполне можем учуять пчелиный сигнал тревоги. Очень знакомый запах. Только вот для нас он будет празднично-новогодним: аромат, натурально, апельсиновый. А запах груши, для нас расслабляющий и приятный, для рабочих пчел - наоборот, команда к действию от королевы.
От общего с пчелами переходим к общему с плодовой мушкой. Есть последовательность из 16 нуклеотидов, этакий «атом эволюции», который можно найти в генах и у вас, и у дрозофилы. Группа художников заложила эти последовательности в алгоритм для вязальной машинки, так что можно получить шарф или свитер с закодированным в нем человечье-мушиным портретом, причем индивидуальным.
Оказывается, обозревать окрестности можно и... руками. Правда, ученые еще несколько десятилетий назад постановили: «альтернативное зрение» - идея лженаучная. Однако Анастасия Алехина дала понять, что чисто технически, с помощью оборудования, похожего на снаряжение для виртуальных игр, действительно можно «смотреть пальцами». Картинка каждый раз будет индивидуальная, как отпечаток пальцев: собственно, для этого эксперимента даже делают дактилоскопию.
Тему биоэтики художники, конечно, обойти не могли. Экспозиция «Ожидание» располагается в той самой комнате, где собаки ждали, когда их поведут на эксперимент. Эти опыты в прошлом, но на кафельных плитках сейчас - имена реальных собак, с которыми работал Павлов и его коллеги. Джой, Умница, Томбуш, Баинька...
А на операционном столе намертво выгравированы слова Павлова: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь... Но переношу это в интересах истины, для пользы людям...».
Обязательно послушайте в наушниках интервью ученых, которые когда-то работали с собаками. Автор экспозиции Людмила Белова на вздохи зрителей отвечает жестко: «Но таблетки-то вы принимаете. Какая альтернатива? Тогда уж давайте начнем испытывать все на людях».
...Экспозиция открыта в часы работы музея. Времени берите с запасом: тут нельзя просто «пробежаться», тут вникать надо.