ИВАН ПЕТРОВИЧ, ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ
17.10.2019
Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 17.10.2019
Борис Гитик
Стресс
можно не только почувствовать, но и услышать. Пальцы не только осязают, но и
«видят». Плодовая мушка может стать чуть ли не родственником... Несколько
месяцев современные художники работали в сотрудничестве с учеными Института
физиологии им. И. П. Павлова РАН в Колтушах - мы рассказывали о старте проекта.
Какой получился «арт энд сайенс», теперь можно увидеть в доме, где когда-то
работал первый русский нобелиат академик Иван Петрович Павлов.
В 2018 году
проект «Новая антропология», сплотивший академический Институт физиологии и
художников (причем тех, что «на острие» - занимаются медиаискусством и
сайенс-артом), выиграл президентский грант на создание новой экспозиции.
Подобные
альянсы за рубежом не новость: рассказывать налогоплательщикам об успехах науки
сподручнее художественными средствами. Это во-первых. Во-вторых, эти самые
успехи науки сильно опережают нашу к ним готовность, чем и пугают. К примеру,
рождение в Китае близняшек с отредактированным геномом повергло мир в
чрезвычайное смятение. И опять же рефлексировать на тему технологичного
могущества человека и этики куда интереснее с помощью искусства.
Инициаторы
проекта из Техно-арт-центра на Пушкинской, 10, решили: где и обсуждать подобные
вопросы, как не в академическом институте, специально созданном в 1930-х для
нобелевского лауреата и изначально - одном из самых передовых в мире.
Прошлой
зимой мастера из разных городов России посетили колтушские лаборатории, продумали
проекты, из сотни заявок эксперты выбрали 15 самых интересных. Они сейчас и
дополнили историческую экспозицию музейного здания старой лаборатории.
Эксперимент
потребовал смелости от обеих сторон. От ученых - потому как надо было открыть
лаборатории, рассказать об опытах и не вмешиваться в «полет фантазии». От
художников - потому что тема биоэтики для многих больная. Некоторые, например,
не решились искусства ради эксплуатировать даже насекомых (это сейчас основной
«объект» в Колтушах) - воспользовались материалами давних опытов.
Например,
Борис Шершенков дал вторую жизнь давно усопшим мышам, препаратам из их мозга.
Художник «перевел» разные стрессовые состояния, запечатленные в белковых
структурах, в звук. Так что с помощью клавишного инструмента можно буквально
«поиграть на нервах» и услышать, как пренеприятно звучит эта музыка.
С помощью
Натальи Федоровой и Елены Никоноле мы вполне можем учуять пчелиный сигнал тревоги.
Очень знакомый запах. Только вот для нас он будет празднично-новогодним:
аромат, натурально, апельсиновый. А запах груши, для нас расслабляющий и
приятный, для рабочих
пчел - наоборот, команда к действию от королевы.
От общего с пчелами
переходим к общему с плодовой мушкой. Есть последовательность из 16
нуклеотидов, этакий «атом эволюции», который можно найти в генах и у вас, и у
дрозофилы. Группа художников заложила эти последовательности в алгоритм для
вязальной машинки, так что можно получить шарф или свитер с закодированным в
нем человечье-мушиным портретом, причем индивидуальным.
Оказывается, обозревать
окрестности можно и... руками. Правда, ученые еще несколько десятилетий назад
постановили: «альтернативное зрение» - идея лженаучная. Однако Анастасия
Алехина дала понять, что чисто технически, с помощью оборудования, похожего на
снаряжение для виртуальных игр, действительно можно «смотреть пальцами».
Картинка каждый раз будет индивидуальная, как отпечаток пальцев: собственно,
для этого эксперимента даже делают дактилоскопию.
Тему биоэтики художники,
конечно, обойти не могли. Экспозиция «Ожидание» располагается в той самой
комнате, где собаки ждали, когда их поведут на эксперимент. Эти опыты в
прошлом, но на кафельных плитках сейчас - имена реальных собак, с которыми
работал Павлов и его коллеги. Джой, Умница, Томбуш,
Баинька...
А на
операционном столе намертво выгравированы слова Павлова: «Когда я приступаю к опыту, связанному в
конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю
ликующую жизнь... Но переношу это в интересах истины, для пользы людям...».
Обязательно
послушайте в наушниках интервью ученых, которые когда-то работали с собаками.
Автор экспозиции Людмила Белова на вздохи зрителей отвечает жестко: «Но таблетки-то вы принимаете. Какая
альтернатива? Тогда уж давайте начнем испытывать все на людях».
...Экспозиция
открыта в часы работы музея. Времени берите с запасом: тут нельзя просто «пробежаться»,
тут вникать надо.