БУДУЩЕЕ ТЕОЛОГИИ: ПОЧЕМУ РОССИИ НАДО РАЗВИВАТЬ СВОЮ ШКОЛУ
10.04.2019
Источник: Независимая газета, 10.04.19
Александр Щипков
Как русским не стать покорными
потребителями чужих идей
Об
авторе: Александр Владимирович Щипков – доктор политических наук, советник
председателя Государственной думы РФ.
Едва
ли тот, кто пережил 1990-е, в состоянии забыть, как из очень влиятельных
инстанций прямым текстом говорилось, что России в новом качестве не нужны
прежние наука, культура и индустрия. Они якобы устарели и не вписываются в
систему мирового разделения труда.
Нам
отведена довольно узкая ниша, такая же, как и странам третьего мира: интеллектуальные
продукты России следует получать на стороне, в импортной упаковке, и ей
уготовано сужение зоны национальной интеллектуальной ответственности.
Компрадорские
группы настаивают на том, что внутренний спрос на результаты
интеллектуально-научной деятельности следует переориентировать на интересы
зарубежных и глобальных субъектов.
Я
помню кампанию, развязанную против Института философии РАН. Институт выселили
из здания на Волхонке в пользу Пушкинского музея, создав конфликт между философами
и музейщиками.
Про
философов говорили: «бездельники», «пережиток совка», «это не ученые, это
шарлатаны», «они занимаются не своим делом», «дармоеды», «гоните в шею». Другие
подобные ярлыки хлынули в прессу. Неизвестные сорвали со стены вывеску
института, глумились над ней. Все было в лучших погромных традициях. Выселение
обернулось травлей. В сущности, это был новый «философский пароход».
«Респектабельная» общественность предпочла этого не заметить.
Теология
внесена Министерством образования и науки в перечень научных специальностей в
соответствии с общемировой теорией и практикой. С точки зрения влияния на общее
интеллектуальное пространство теология также является одной из важнейших
дисциплин.
Ситуация
с теологией развивалась менее одиозным образом, нежели с философией, по причине
того что у теологии нет так называемого тяжелого советского прошлого. Но
активные попытки на скорую руку соорудить еще и «теологический пароход» все же
имели место.
Использовался
весь спектр аргументов: якобы на Западе теология может быть наукой, а в России
нет, неуниверситетское происхождение русской теологии, нехватка профессиональных
кадров.
Национальная
теология прежде всего мешает интеллектуальным перекупщикам. Создание искусственного
дефицита идей в области теологии облегчило бы их задачу – сбывать
интеллектуальный секонд-хенд. Тем самым они закрепили бы колониальный статус
страны в области гуманитарной мысли.
Без
своей теологической школы мы станем покорными и безмолвными потребителями чужих
идей. Это влечет за собой утрату самостоятельности или как минимум
необходимость платить за то, что можно сделать самому. Если у нас не будет
собственной теологии, нам придется учить чужую.
Мировая
теология в настоящий момент укрепляет свои позиции.
В
конце ХХ века в западной гуманитарной мысли случился «теологический поворот».
Алвин Плантинга, Роберт Суинберн, Джон Милбанк. Благодаря им теология овладела
современным философским инструментарием. Так же много столетий назад обстояло
дело с христианским платонизмом.
Теология
выводит религию в социальное и философское пространство, расширяет оперативные
возможности и сферу религиозного мышления. Философия, как известно, в свое
время вышла из теологии и унесла с собой заимствованные у теологии методы. На
этой основе и разрабатывалось научное мировоззрение.
У
теологии и философии один предмет: мир, человек, мысль и надмирное. В философии
последний пункт может отсутствовать (агностицизм, позитивизм, атеизм).
Методология у философии и теологии также едина, просто философия продвинулась
дальше в ее разработке. В конечном счете это два рукава одной традиции, но они
далеко разошлись в Новое время.
Сейчас
теология и философия вновь сходятся, в связи с чем и фиксируется «теологический
поворот» на Западе. Начало ему положила знаменитая статья профессора Алвина Плантинга
«Совет христианским философам» (1985), в которой ученый подчеркнул наличие у
теологов собственной проблематики и собственной повестки.
Дело
теологии – рациональное обоснование теистического мировоззрения, философская
реконструкция религиозной традиции, изучение рутинной религиозности – так
называемой религии повседневности, – а не только ее традиционных и исторических
форм.
Русская
теология наряду с восточной и западной богословскими традициями непременно
будет изучать типологию форм религиозного в культурно-языковом пространстве и
когнитивной сфере. Теолог работает на стыке богословского и философского
дискурсов, преодолевает изолированное, исторически зауженное понимание «религиозного».
Наступает
период нового, продуктивного взаимодействия теологии и философии, период нового
взаимовлияния этих дисциплин. Теология может заимствовать у философии ее методы,
логическую технику, ее язык. А философия может взять у теологии ее , идеалы,
ценности, дух.
Нам, русским, нужны теология, философия, все базовые дисциплины. Мы
должны владеть научным инструментарием в полном объеме, чтобы продвигать свои
ценности.