В Михаил Пиотровский: Искусство должно и успокаивать, и шокировать
Только что на Петербургском
культурном форуме прошел вечерний интеллектуальный марафон, весь посвященный
экспозиции российского павильона в Венеции и реакции на него публики. Так
победа или провал случились на Венецианской биеннале? Зачем в Эрмитаж приезжал
Бернар Арно и какие тайны вьетнамской Красной реки узнали петербургские
интеллигенты? Куда уехала "Мадонна Литта" и почему часы
"Павлин" и мумии обгоняют ее по развлекательности? Эрмитаж вспоминает
главные события года, "РГ" о них рассказывает Михаил Пиотровский.
Одним из главных событий
этого года для Эрмитажа стало участие в Венецианской биеннале. Вы посвятили ей
интеллектуальный марафон на Санкт-Петербургском культурном форуме и собираетесь
показать в Эрмитаже. Покажете в Москве?
Пиотровский: Да. И в наших центрах-спутниках.
Эрмитаж как главная тема
российской экспозиции - идея российского комиссара выставки Семена Михайловского.
Он предложил нам, как это обычно делают такие влиятельные люди, своих
художников. Но мы решили: раз тема выставки - Эрмитаж, то и куратором ее будет
Эрмитаж. Не я, заметьте, а сам музей. А дальше все сочинил Александр Сокуров и
добавил Шишкин-Хокусай.
Выбранная Сокуровым тема
"Блудного сына" - главное, что было в нашем павильоне. Это тема великого
милосердия, символом которого и является картина Рембрандта. Один
протестантский пастор мне говорил: "Дайте мне ее на полгода, и я снова
обращу в христианство 300 000 человек". И мы обычно в таких случаях
разрешаем показывать в храмах ее репродукции.
Что сделал Сокуров?
Пиотровский: Позвав замечательных молодых
скульпторов, создавших скульптуры отца, сына, с лицом, без лица - он вывел их
из картины, и получилось что-то совершенно потрясающее.
Еще учитель Веласкеса
(почитайте об этом в "Словах и вещах" Мишеля Фуко) считал, что изображение
должно выходить из картины. Картина - нечто противоположное компьютеру, куда мы
все "входим" и смотрим, что там "внутри".
Сокуров в этой инсталляции
как бы заново задает нам необходимые вопросы. Что сделал сын? За что его
прощает отец? Может быть, там такие грехи, что и простить нельзя? Что он будет
делать, когда его простили? А правильный старший сын не скажет отцу: "А
теперь отдай мне вторую половину наследства!"?
Ответы на эти вопросы не
найти, не оглянувшись на мир вокруг. Который часто страшен. Вот два солдата,
взятые игиловцами в плен, и подведенные к ним бикфордовы шнуры. И голос за
кадром говорит, что их взорвут. И кони скачут, как будто, по турецкому поверью,
уносят их души.
И как в таком мире быть с
милосердием? И как понять, что с нами будет?
Как приняли это высказывание
на биеннале?
Пиотровский: В первый день "Файнэншл
таймс" опубликовала список пяти самых интересных павильонов, в том числе и
нашего. Потом в Русский павильон - впервые за много лет! - пришли люди из комитета,
присуждающего награды, и позвали наших представителей на их вручение. Значит,
был реальный шанс. Но победил литовский пляж.
Наши же художественные
решения вызвали шок. Это не то, к чему там привыкли.
По-моему, Сокурова так
никто и не понял. Это, да, сложновато. Надо смотреть не менее 15 минут и стоя,
а зритель хочет побыстрее, полегче и сидя. А чтобы пройтись прогуляться, так
Русский павильон с Рембрандтом для этого слишком серьезен.
Может быть, эталоны современного
искусства не соответствуют безграничности "Блудного сына"? Даже
Рембрандт говорил с современным ему миром по-новому. А Сокуров - еще более
по-новому.
Ну и была, наверное,
надежда усмотреть в нашем павильоне что-то такое вроде "Россия губит
несчастную Сирию". Вот это было бы приятно.
Но этого не было, Сокуров
вместо этого бросил вызов, имя которому: "это серьезно".
Но, несмотря на реакцию, мы
продолжим настырно приучать людей к этому "серьезно". Потому что
искусство должно это делать. Это, если хотите, провокация к новому видению
страшного мира. И к разговору о нем.
В чем главный диссонанс
работы Сокурова с контекстом биеннале?
Пиотровский: В произведениях современного
искусства, часто находящегося на содержании богатых и очень богатых, обычно все
такое веселое. Даже кровь. И среди веселеньких трагедий с якобы жгучими, но в
конфетной обертке современными проблемами (меньшинства, мигранты) у Сокурова -
настоящая боль. И окрик: оглянитесь, посмотрите, что происходит. По Сокурову,
мы живем в мире, полном жестокости. Она к нам возвращается, иногда какая-то
почти из 20-х годов. Ну и, конечно, многим не понравился принципиально поставленный
Сокуровым вопрос про жестокость в нас самих.
Но, по-моему, у него все
вышло блестяще. Я хоть и считал всегда, что искусство должно успокаивать души,
но понимаю, что оно должно и кричать. Если мы не хотим сдавать позиции
культуры, надо обострять разговор. В Венеции мы его обострили.
Заплачено уже
А в России в этом году
Эрмитаж много рассказывал о знаменитых коллекциях и коллекционерах?
Пиотровский: Да, этот год у нас был "годом коллекционеров".
Вообще-то Матисс важнее Щукиных, а Ван Гог Морозовых и судьбы их коллекций, но
музей должен уметь вспоминать коллекционеров.
Италия, например, не очень
любит вспоминать, как осталась с носом, не успев купить коллекцию разоренного и
севшего в тюрьму коллекционера Кампаны, ее купили французы, русские и
англичане. И наша недавняя совместная с Лувром (к нам приезжал по этому поводу
его директор) выставка Кампаны в Эрмитаже оказалась очередной историей про
разделенные коллекции и про то, что все они кончаются музеями. Коллекционеры,
иногда понимая это, сами основывают музеи.
У нас сейчас
"нижний" средний интеллигент, у которого часто нет вкуса, чуть что
готов бежать в прокуратуру, требовать наказать музей за непонятную ему вещь
Нам удалось рассказать и о
потрясающих Строгановых, среди которых мы выделили Павла Строганова. Большая
часть наших итальянских примитивов, пришедших к нам уже после революции,
собрана как раз им. Все эти "симоне мартини" - его вкус. Плюс
совершенно замечательный Ватто.
Если в ГМИИ им. Пушкина о
Щукине рассказывали через историю купеческой семьи и вообще историю московского
купечества, то мы в Эрмитаже рискнули посмотреть на коллекцию братьев Морозовых
в контексте мировой культуры. Когда на эту выставку к нам приехал Бернар Арно
(французский бизнесмен, президент группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy,
один из богатейших людей планеты. - Прим. ред.) и мы повели его смотреть
"Музыку" Матисса, которую он не видел, то мы шли через залы Пикассо,
Матисса, импрессионистов, и он был ошеломлен. Мы рассказывали не про то,
сколько Иван Морозов платил за картины, а про то, как его вещи выглядят в
большом эрмитажном контексте. И он в контексте супервещей мирового уровня музея
- блистал. Рядом с портретом Михаила Морозова, сделанным Серовым, висел первый
купленный им Ван Гог. А рядом с серовским портретом Ивана Морозова - натюрморт
Матисса, изображенный на этом портрете. И Серов выглядел не хуже этих двух
великих вещей.
Мы составили потрясающий
диптих из русских Ренуаров - нашей "Мадам Самари", купленной Михаилом
Морозовым, и вашей московской, розовенькой. А еще у нас были три зала отборного
"морозовского" Сезанна.
Когда начинаются ревнивые
разговоры "в Эрмитаж забрали все", я отвечаю словами Сокурова из
"Русского ковчега": "Но заплачено уже". За Матиссов мы
заплатили Рембрандтами, Мурильо, Пуссенами. Не будем, кстати, забывать, что и
из Эрмитажа были изъяты сотни картин для продажи и для передачи в другие музеи
России, в том числе и в ГМИИ.
Возвращение среднего
интеллигента
Как меняется посетитель
Эрмитажа? Он явно другой, чем в советское время, и наверное, уже другой, чем в
90-е?
Пиотровский: Пока у нас главные посетители - это
либо те, кто на все ходят и все знают, либо уж совсем простой народ со всем
своим непониманием.
И очень мало таких, которые,
не являясь абсолютными фанатами, все-таки понимают и любят искусство. Этот
средний, интеллигентный посетитель нам очень важен.
Вообще идея возвращения в
музеи среднего интеллигента возникла в разговоре с губернатором, с которым мы
как-то проговорили на эту тему полтора часа. Он, например, считает, что надо
спасать интеллект города. А музеи как раз очень важный интеллектуальный
потенциал Петербурга и мост между интеллигенцией и народом. И в этом он абсолютно
прав.
Этот мост - очень важная
вещь.
Мы не связаны необходимостью
каждый раз делать выставочный блокбастер, чтобы все к нам бежали. Не любя
считать эффекты только по деньгам и доходам (всех денег не соберешь, а у нас же
все равно стоит народ в очереди), мы делаем такие выставки, какие считаем
нужными.
Позволяя себе гурманские
вещи вроде "выставок одной картины" - то из Лувра, то из Милана, мы
думаем о среднем интеллигенте, который, идя по экспозиции, "по
дороге" видит что-то вроде вьетнамской выставки "Сокровища Красной
реки" и никогда ее не забудет. (Знали бы вы, как радовался ей вьетнамский
премьер!)
А если валом валит
простой народ из пробок и турист? Нарицательный японский. Бесконечный
китайский.
Пиотровский: Туристы, конечно, нагрузка. Летом в
зале Рембрандта кондиционеры не справляются. Но - туристы несут деньги.
Китайского же туриста нам
надо воспитывать. В Прадо сорок процентов посетителей - китайцы. Но они другие
- в группе 8-10 человек с интеллигентными лицами, они не шумят, и с ними
хороший китайский экскурсовод, серьезно рассказывающий про Эль Греко. А у нас мы
все время слышим от гидов истории про то, как Петр… убил Екатерину. Это надо
менять. Музей умеет менять посетителей.
Наш российский посетитель
ведь изменился. В советское время он сначала ходил толпами и ничего не понимал.
Но постепенно из него "выработались" люди, записавшиеся в эрмитажные
лектории и начавшие приходить к нам чаще. Из студентов, приезжающих учиться в Ленинград
изо всех углов страны и мира и мало что знающих об искусстве, вырос новый
посетитель Эрмитажа.
А сейчас город в массовом
порядке нужно возвращать в музей?
Пиотровский: Да, городу нужен высокий интеллектуальный
уровень. А он определяется средним интеллигентом. Как при громадном и
неожиданном имущественном разрыве важен "средний класс", так и в
интеллигентности важна такая середина. А она как раз вымывается. Когда говорят
"уезжают лучшие умы", не будем забывать, что это 4-5 человек, и их
можно обратно привезти или родить снова. А когда исчезает вот этот средний
интеллигентский слой - посредник между высшим интеллектом и остальными слоями
общества, это куда хуже. У нас сейчас "нижний" средний интеллигент, у
которого часто нет вкуса, и чуть что он готов бежать в прокуратуру и требовать
наказать музей за непонятную ему вещь.
Да, музей самое демократичное
учреждение на свете и не только потому, что открыт для каждого. А потому, что в
нем есть все для каждого. И для образованной, и для полуобразованной, и для
очень образованной, и для необразованной публики, и для школьников, и для малышей.
Часы "Павлин"
опять же.
Пиотровский: Ну на "Павлина"-то с
восторгом смотрят все. Как и на мумии. Когда посетителей расспрашивают о том,
что их больше всего привлекает в Эрмитаже, то они (от развлекательной функции
нам никуда не деться) сначала называют часы "Павлин", а потом уже
"Мадонну Литту".
Но не хватает посетителей
с незабываемыми лицами из 50-60-х годов, мы их видели в фотоальбомах, и они
становились символом времени?
Пиотровский: Да, тогда хватало таких людей. И на
них ориентировались зрители попроще. А сейчас не хватает.
Вы как-то говорили о
том, что Петербург воспитывает своих жителей самой архитектурой.
Пиотровский: Да, и картинами тоже. Но надо, чтобы
это воспитание случилось. Путин говорит, нас насильно - каждую неделю! - водили
в Эрмитаж или Русский музей, а я вижу, что правильно водили. По нему же видно,
что он человек, выросший в Петербурге и знающий, что такое Эрмитаж. У него есть
какой-то стержень вкуса. У других политиков его часто нет.
Я как-то водил по Эрмитажу
Билла Клинтона, мы остановились у знаменитой картины Рембрандта "Аман
узнает свою судьбу" (другое название "Давид и Урия"). И
оказалось, что никто из окружения американского президента не знал историю
Давида и Урии. Баптисту Клинтону пришлось объяснять им всем, о чем тут речь.
Богословие в красках
А богословские интерпретации
великих картин важны для Эрмитажа?
Хочется хороших, интересных
дискуссий, отвлекающих людей даже не от борьбы, пусть борются, от слишком
большой приземленности. И от разной гадости.