Кто взорвал "отца солдата"

23.12.2009

Источник: Российская газета, Елена Новоселова



Снесен памятник 300 тысячам грузин, погибшим в Великую Отечественную войну

 

Вчера в Москве состоялся вечер великого режиссера Резо Чхеидзе, посвященный 45-летию выхода на экран фильма "Отец солдата".

Без этого черно-белого шедевра о грузинском старике, прошедшем всю войну в поисках сына, трудно представить праздник Победы 9 Мая. А накануне, в субботу, грузинским ветеранам войны был сделан "подарок": в Кутаиси взорвали памятник "Мемориал Славы", посвященный 300 тысячам грузин, погибшим во время Великой Отечественной войны. Такую масштабную "зачистку" истории мир вряд ли видел. Следующий по отсутствию исторической совести шаг - только подкорректировать "Витязя в тигровой шкуре". Наверняка там тоже есть герои, которые не вписываются в современную концепцию национальной истории Грузии.

Событие это шокировало не только кощунством властей по отношению к исторической памяти, но и жертвами в буквальном смысле: во время взрыва погибли двое - молодая женщина и ее восьмилетняя дочь. И еще. Снос памятника был осуществлен буквально на следующий день после принятия резолюции ООН о попытках осквернения или разрушения памятников борцам с нацизмом. Чисто теоретически это могло быть и совпадением. Официальная Грузия заявила, что памятник будет восстановлен. Однако его уничтожение все-таки выглядит знаковым, если вспомнить, что Грузия оказалась в малочисленной группе стран, которая воздержалась во время голосования против вандалов. Есть и другое "случайное" совпадение: первоначально акция была назначена на 21 декабря - день рождения Михаила Саакашвили.

О войне с памятью и памятниками мы беседуем с директором Института всеобщей истории РАН Александром Чубарьяном

Российская газета: Только в 2009 году в Обобщенный банк данных "Мемориал" за информацией о своих близких, погибших в Великую Отечественную, обратилось около 10 тысяч человек из Грузии и не меньшее количество проживающих по всему миру грузин. Для них война - важный период личной биографии.

Но в Грузии не только свою память корректируют, но, видимо, не берут во внимание и мнение мирового сообщества тоже...

Александр Чубарьян: С одной стороны, конечно, есть заявление официальных властей Грузии, что это чистая случайность: совпадение во времени принятия резолюции ООН и снос памятника. И действительно, решение о сносе было принято еще в сентябре. Но совпадения эти очень странные. Дело даже не в том, что это афронт мировому общественному мнению. Вопрос более принципиальный. Во-первых, этот памятник посвящен грузинскому народу, а не какому бы то ни было одиозному персонажу. Именно тем грузинам, которые погибли в войне. Это попытка вымарать коллективную память. Между тем в мире очень чтут граждан своих стран, которые погибли в серьезных катаклизмах. Коллективная память везде бережно охраняется. К примеру, в каждой стране Европы есть памятник погибшим в годы Первой мировой войны. Его нет, к сожалению, только в России. В данном случае снос памятника - это неуважение к собственной исторической памяти, к собственному народу, и никакими причинами он оправдан быть не может. Не имеет значения, где воевали те, кому посвящен мемориал. Это свои люди, которые погибли за правое дело, защищая себя и свои семьи.

И главное - акция эта, как бы ее ни прикрывали необходимостью построить новое здание парламента, без сомнения, имеет политическую подоплеку. В Грузии сегодняшние политические реальности определяют отношение к истории. А это абсолютно неконструктивно. То, что произошло в Кутаиси, вообще создает ощущение иррациональности.

РГ: Война с памятниками - это реалии только современности?

Чубарьян: Снос памятника, без всяких оговорок, кощунство. К сожалению, война с монументами - это наше, то есть стран бывшего Союза, ноу-хау. Никому больше в мире не пришла идея сносить артефакты прошлого. Это настолько болезненное ощущение своей истории, что дать оценку ему трудно. В Париже стоят памятники Марату и Робеспьеру, хотя их имена в истории Франции связаны с кровавыми страницами террора. Везде есть свои злые гении и события, мягко говоря, неоднозначные, но никто памятники им не убирает. То, что происходит в Прибалтике или Грузии, - это странный поход против исторических реликвий. А акция в Кутаиси мало того, что политического свойства, но еще и лишена здравого смысла.

РГ: Вы говорите о болезненном ощущении истории. Если общество терпит осквернение памятников своего, пусть и спорного прошлого, значит, оно больно?

Чубарьян: Осквернение - это извращение и вандализм и по отношению к событию, к архитектуре, и к автору, и к собственно искусству. Никакой символики в жестах осквернения я не вижу. Нет аргументов оправдания.

РГ: Самое знаменитое грузинское имя в истории Великой Отечественной - это Кантария. То, что один из тех, кто водрузил на рейхстаг Знамя Победы, был грузином, - продуманная политика?

Чубарьян: В советское время любили подать это как знак дружбы народов, но я не думаю, что получилось специально, хотя грузинам в армии было почтение, может быть, потому что хотели сделать приятное Верховному главнокомандующему.

РГ: Против Резолюции ООН "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости" проголосовала единственная страна - США. Как бы вы это прокомментировали?

Чубарьян: Очень странное впечатление производит такой поступок. Могу предположить, что из-за солидарности со странами воздержавшимися. Но не вижу этому серьезного объяснения - ни политического, ни морального. К 65-й годовщине Победы мы планируем провести "круглый стол" с американскими историками "Встреча на Эльбе". Может быть, они нам что-то объяснят.



©РАН 2024