http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=83498c95-a045-447a-8856-2b92683bb691&print=1
© 2024 Российская академия наук

Степин: в эпоху перемен философия становится практической наукой

21.07.2010

Источник: РИА НОВОСТИ, Мария Салтыкова

Об особенностях философского мышления и образования в интервью РИА Новости рассуждает научный руководитель Института философии РАН, декан философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук академик РАН Вячеслав Степин.

Каждый этап общественного развития утверждает новые ценности. Почему именно такие, как они формируются и как воздействуют на общество, изучают философы. Об особенностях философского мышления и образования в интервью РИА Новости рассуждает научный руководитель Института философии РАН, декан философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук академик РАН Вячеслав Степин.

- Вячеслав Семенович, имеет ли философия, наука «высокая», отвлеченная, практическое значение?

- Да, но в особом смысле. Философию часто называют самосознанием культуры, а это сложно организованная система программ социальной жизни, включающая образцы поведения, знания, нормы, обычаи, ценности, верования, язык – все, что программирует людей в их повседневной жизни и профессиональной деятельности. У человека две программы – биологическая (его генетика) и социальная (культура).

Фундамент культуры составляют базисные ценности, смысложизненные ориентиры. Они выражены в мировоззренческих универсалиях – категориях культуры: «человек», «природа», «общество», «пространство», «время», «истина», «красота», «свобода», «справедливость» и тому подобных. В них заключено общечеловеческое содержание, но есть и специфика, определяющая различие культур, их национально-этнические и исторические особенности. В соответствии с мировоззренческими универсалиями воспроизводится определенный образ жизни людей и определенный тип общества. Это своего рода гены социальных организмов.

В периоды радикальных перемен может потребоваться трансформация этих генов – пересмотр прежних ценностей и выработка новых мировоззренческих ориентиров. Эти задачи являются главными для философии. Она делает мировоззренческие универсалии объектом особого анализа и конструирует их новые смыслы. Причем делает она это не только в эпохи кризисов, а систематически.

Вырабатываемые философией новые идеи часто адресуются будущему. Но когда наступает их время, они становятся кристаллизатором новых ценностей и новых мировоззренческих установок, программирующих жизнь людей.

Сегодня цивилизация стоит на пороге коренных качественных изменений, и философия в этих условиях становится в значительной степени наукой практической.

- Для того чтобы стать философом, нужны особые качества?

- Занятия философией требуют хорошего уровня образования: он задается через изучение фундаментальных естественных и социально-гуманитарных наук.

Но дело даже не в знаниях, а в типе мышления. На Западе сейчас есть даже учебники философии для детей: их учат мыслить критически – задавать нестандартные вопросы, искать новые основания происходящего.

- Можно ли сформировать философский тип мышления, или он дан «от природы»?

- Очень многое зависит от системы обучения. Было такое исследование Льва Выготского и Александра Лурии – в 1930-е годы они участвовали в экспедиции Академии наук в среднюю Азию. Целью было изучение типа мышления традиционалистских культур. Самым мудрым аксакалам задавали простые вопросы: «В Германии нет верблюдов, Берлин – это город Германии, есть ли в Берлине верблюды?» По логике следует ответить «нет». Но аксакал говорит: «Есть. Может, туда пришел таджик или туркмен с верблюдом…» Это тоже тип мышления – постоянная апелляция к уже известному, обыденному опыту. Выйти за его рамки позволяет только логическое мышление – основа науки. Показательно, что дети, прошедшие курс обучения математике и основам естественных наук, легко решали эти задачи – у них сформировались другие структуры сознания.

Строгое логическое мышление – одна из необходимых предпосылок философии. Философ должен обладать также способностью критического мышления и умением находить общее в огромном многообразии внешне не связанных фактов (видеть единство в многообразии).

- Философия – очень широкая область знания. Стоит ли 17-летнему выпускнику школы начинать фундаментальное образование сразу с нее? Или лучше с какой-то другой науки?

- Можно и так, и так. Конечно, можно получить философское образование как второе, тогда ты уже заранее имеешь материал конкретной науки, с которым будешь работать. Но его можно освоить и в процессе философского обучения. Сегодня философия специализирована: есть философия науки, политики, права, языка, философия религии, этика, эстетика, а раз ты этим занимаешься, ты должен знать соответствующий конкретный материал смежных наук.

Возникает другой вопрос – не рассыпалась ли философия по этим фрагментам? Нет, потому что в каждом из них ты имеешь дело с одним и тем же набором универсалий культуры. Полный набор мировоззренческих универсалий есть в каждой области философского знания, но только особо представленных, в своем материале. Если ты продуктивно работаешь в избранной области, ты все равно выходишь на глубинные структуры бытия, с какими имеет дело философия.

Главное, что дает философия, – это хорошо поставленное системное мышление. А оно уже позволяет успешно заниматься любой деятельностью.