ДВИГАТЕЛЬ НАРОДОИЗУЧЕНИЯ
15.02.2019
Источник: Поиск, 15.02.19
Материалы подготовили Андрей и Елена ПОНИЗОВКИНЫ
Академик Валерий ТИШКОВ, удостоенный Демидовской премии 2018 года за
выдающийся вклад в изучение истории и этнологии народов России, далеко не
только кабинетный ученый. Его коллега член-корреспондент РАН, в недавнем
прошлом - главный научный сотрудник Института
истории и археологии УрО РАН, а ныне директор Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Андрей Головнев однажды очень точно определил: «К нему едва ли подходит клише
«в судьбе человека отразилась история страны». Он сам по себе и история, и
двигатель истории, и ее аналитик». Валерий Александрович - научный руководитель
Института этнологии и антропологии РАН, который он возглавлял более четверти
века, и добился для него современного названия, директор учебно-научного Центра
социальной антропологии РГГУ, самый цитируемый в стране этнолог и историк,
академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН (на этой
должности он сменил выдающегося археолога, лауреата Демидовской премии 2004
года академика Анатолия Деревянко из Новосибирска), яркий политик (в 1992 году
- федеральный министр, председатель Государственного комитета по делам национальностей)
и общественный деятель (в 2006-2010 годах - член Общественной палаты РФ, в
настоящее время - член президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте
РФ).
Он
- автор более чем 400 научных работ, в том числе 12 монографий, многие из
которых получили большой резонанс и переведены на иностранные языки.
Вырос
будущий ученый в Свердловской области, в Нижних Сергах, в красивейших местах,
которые называют уральской Швейцарией, в семье школьных учителей. Родился
В.Тишков в ноябре 1941 года, когда его отец уже был призван в Вооруженные силы,
но повоевать не успел, оказавшись в так называемом Уманском котле на Западной
Украине, где были окружены три наших армии. Там попал в плен и четыре года
провел в немецких лагерях. «Когда он вернулся в Нижние Серги, даже не знал, что
у него есть сын, - вспоминает Валерий Александрович. - И о пережитом никогда не
говорил - все восстановил и воплотил в образную форму, как и другие страницы
нашей семейной истории, мой младший брат Леонид, известный художник».
Окончив
с золотой медалью среднюю школу, Валерий предпринял смелый шаг - отправился поступать в столичный университет
и поступил в МГУ на исторический факультет. На третьем курсе начал
специализироваться на истории Америки и под руководством будущего академика
Григория Савостьянова, оказавшего большое влияние на его дальнейшую судьбу, на
«отлично» защитил диплом «Позиции США на Потсдамской конференции». А потом по
распределению поехал преподавать в Магадан, в Педагогический институт, где в
24-летнем возрасте стал самым молодым в стране деканом. На Крайнем Севере в
общей сложности проработал четыре года (с перерывом на аспирантуру в Московском
педагогическом институте, где под руководством академика Алексея Нарочницкого защитил
кандидатскую диссертацию по истории Канады). После этого ученый окончательно
вернулся в Москву, в Российскую академию наук, с которой связана вся его
дальнейшая жизнь. «Американский» период его научной работы продолжался до конца
80-х и был очень насыщенным - с общением с заокеанскими коллегами, участием в
крупных форумах, полевыми исследованиями этнических проблем индейцев в разных
районах Северной Америки. Итоги - ряд высоко оцененных книг (одна из которых -
«Освободительные движения в колониальной Канаде», ставшая основой докторской диссертации),
а также бесценный опыт изучения разных народов, международный авторитет. В 1989
году на самом закате Советского Союза В.Тишков возглавил Институт этнографии
РАН. А уже в 1992-м в названии института вместо традиционной «этнографии» появились
слова «этнология и антропология». Вот как сам Валерий Александрович объяснил, в
чем главный смысл такой перемены:
-
Конец 80-х - начало 90-х - сложнейший, драматичный период в истории страны,
когда межнациональные отношения накалились до предела. Власти не ожидали такого
обострения, не знали, что делать, и вынуждены были прибегнуть к помощи ученых.
Меня, в частности, привлекали к подготовке проекта Союзного договора (при этом
замечу, что к знаменитому документу, подписанному в Беловежской пуще, я никакого
отношения не имею), соответствующих резолюций Пленума ЦК по межнациональным
отношениям и XXVIII съезда КПСС. Позже один историк нашел мою записку в ЦК с прогнозом,
что будет, если СССР распадется. Прогноз оказался верным. И именно в этот
период я окончательно переквалифицировался из историка в этнолога, перешел на
российскую тематику - не только по гражданской необходимости, но и по долгу
ученого. Время требовало безотлагательной внутренней ревизии нашего научного хозяйства.
Дело в том, что в Советском Союзе официально существовала только этнография,
или «народоописание», а этнологии - «народоизучения» - как бы не было. Такую
классификацию ввел еще французский энциклопедист Андре-Мари Ампер в первой половине
XIX века, и с тех пор во Франции, а позже и во всем мире они различаются как
описательная и теоретическая части одного знания. В России, и особенно в СССР с
его постоянно декларируемым интернационализмом, всегда культивировалась только
одна часть. Но при всем огромном уважении к нашим этнографам, среди которых
немало выдающихся исследователей, чтобы понять этнокультурные особенности многочисленных
народов огромной территории, вникнуть в их взаимоотношения, истоки конфликтов,
надо не только их описывать, но и глубоко изучать. Поэтому переход от «чистой»
этнографии с ее богатыми традициями к этнологии и социально-культурной антропологии
представлялся мне неизбежной необходимостью, вписывающей к тому же нашу область
в общемировое знание. Такой переход потребовал немалых усилий. Мы не только переименовали
институт - с добавлением таких направлений, как проблемы этничности и
этнонациональных конфликтов, политическая антропология, теория этнологической
науки, - но и создали Ассоциацию антропологов и этнологов России. Благодаря
моей инициативе в вузах удалось ввести подготовку по специальности
«антропология и этнология», утвержденную министерством. В целом на создание
новой дисциплины ушло два десятка лет, и жизнь показала: время потрачено не
зря.
-
В 1992 году при президенте Ельцине вы поработали в Правительстве Российской
Федерации в качестве министра по делам национальностей, но недолго - всего семь
месяцев. Как вообще, на ваш взгляд, должны строиться отношения между учеными,
особенно из такой социально важной сферы, как ваша, и властными структурами?
-
Из правительства я ушел по собственному желанию, будучи несогласным с
национальной политикой тогдашнего руководства, к тому же хотел заниматься своим
делом. При этом я убежден, что ученый, особенно гуманитарий, если он хочет
что-то изменить к лучшему, не может дистанцироваться от происходящих событий,
он должен занимать активную позицию. Конечно, главный результат его труда -
книги, вклад в сокровищницу знаний, но основанные на нем практические дела не
менее важны. Полностью мои отношения с властью не прерывались никогда, и я
надеюсь, что кое-что сделал для корректировки ее решений, а значит, и для моей
родной страны, ее людей. Это касается разрешения конфликтов в Кабардино-Балкарии,
Южной Осетии, Чечне, в других регионах. В целом же полагаю, что созданная мною
в течение многих лет российская школа интерпретивной социально-культурной антропологии
и этнологического мониторинга предлагает модели, помогающие гасить этнические
конфликты в самых разных странах - от Украины до Каталонии - но прежде всего в
России. Разумеется, между рецептами ученых и тем, как они реализуются на
практике, всегда есть дистанция. Политическая жизнь невероятно сложна, на нее
влияет огромное количество разных факторов, однако без научной проработки
политика будет нищей.