Почему Ломоносов так и не стал русским Ньютоном
11.02.2020
Источник: Независимая газета, 11.02.2020
Андрей Ваганов
В отечественной историографии противопоставление имен двух великих ученых
всегда было актуально
После полудня 7 января
1698 года, «из Амстердама поехали в английскую землю валентеров 16 человек».
Компания подобралась пестрая. Среди 16 волонтеров, отплывавших в Англию, скрылся
и десятник Петр Михайлов. Это был молодой московский царь Петр I.
Рано утром 10 января
завиделся английский берег. А на следующий день несколько яхт с русской
делегацией стали на якорь на р. Темзе, несколько ниже лондонского Тауэра, у
доков Святой Екатерины. Судя по всему, господин десятник не очень-то
«шифровался». По крайней мере его инкогнито достаточно быстро было раскрыто.
Австрийский резидент в Лондоне Гофман отмечал в своем донесении в Вену: «При
осмотре города он обыкновенно ходит пешком, а когда устает, садится в извощичью
карету. Раз он побывал в опере и сажал свою свиту перед собой. Но как он ни
старался не быть узнанным, его легко узнать по постоянным конвульсиям в руке и
ноге и особенно в глазах. Сильный холод, который держит лед на Темзе, мешает
ему отправиться в Чатам осматривать большие военные корабли, что только и
доставляет ему удовольствие». Но австрийский резидент ошибался.
В походном «Юрнале»
русского посольства – запись от 9 марта: «Ездил десятник верхами к
астрономику». Речь идет о посещении Петром Гринвичской обсерватории, основанной
в 1674 году. Ее директором был тогда Джон Флемстид, первый Королевский
астроном.
Пожалуй, с этого
момента и начинается интрига многовековой истории научных коммуникаций двух
держав – знакомство России с трудами Исаака Ньютона. Российская наука без
Ньютона уже не мыслила себя. Хотя зачастую и спорила с ним отчаянно.
Ломоносов –
Анти-Ньютон
«Уже на первом
заседании Академии с возражениями против доклада Я. Германа выступил Г.-Б.
Бильфингер (1693–1750), ученик немецкого философа и ученого Х.Х. Вольфа
(1679–1754). Как и Вольф, Бильфингер принадлежал к лагерю противников Ньютона.
Эта борьба продолжилась и в последующие годы, когда в работах Академии приняли
участие ее питомцы. В частности, в выступлениях Ломоносова, как устных, так и
письменных, в его научных трактатах и личной переписке неоднократно оспаривался
ряд положений, выдвинутых Ньютоном», – отмечал советский историк науки Моисей
Радовский (1903–1964).
Ничего удивительного,
ведь Михаил Васильевич Ломоносов также был учеником немецкого философа и
ученого-энциклопедиста Христиана фон Вольфа (1679–1754). По преданию, М.В.
Ломоносов, просмотрев «Математические начала натуральной философии» Ньютона,
отложил эту книгу со словами: «Премудрость сия великая есть». Доктор физико-математических
наук Юрий Нечипоренко отмечает в связи с этим: «В том, что Ломоносов не освоил
подхода Ньютона и Лейбница в науке, заключалась одна из причин его драмы как
ученого: многие явления он понимал верно, описывал точно, но не мог облечь эти
описания в формулы».
Действительно, с
математической подготовкой у Ломоносова не все обстояло блестяще. Заложено это
отставание было еще в юности, когда «19 лет от роду холмогорский рыбак засел за
школьную науку в Московской славяно-греко-латинской академии… Пытался он
изучить также и математику с физикою, для чего отправился даже в Киев, в
тамошнюю духовную академию, но не получил там надлежащего научения в этих
науках «и больше упражнялся в чтении древних летописцев и других книг,
написанных на славянском, греческом и латинском языках», – подчеркивал
профессор Московского университета М.К. Любавский, один из авторов сборника
«Празднование двухсотлетней годовщины рождения М.В. Ломоносова Императорским
Московским Университетом» (М., 1912).
Кстати, в 1736 году в
Марбургском университете, куда Ломоносова отправили для получения общего
физико-математического образования, Михаил Васильевич становится одним из любимых
учеников того самого Христиана Вольфа. Немаловажная деталь: Марбургский
университет был первым протестантским университетом в Германии. Три года,
проведенные в нем, были чрезвычайно важны для становления Ломоносова как
ученого, для формирования его мировоззрения.
И это именно Вольф был
советчиком и агентом Петра I при учреждении Российской академии наук. На всю
жизнь Ломоносов сохранит признательность своему учителю Вольфу. Так, в письме к
Леонарду Эйлеру Ломоносов признается, что им двигало нежелание «опечалить
горечью духа старость мужу, благодеяния которого по отношению ко мне я не могу
забыть». Ломоносов прибавляет, что иначе он «не побоялся бы раздражить по всей
Германии шершней-монадистов».
И тем не менее
Ломоносов относился к Ньютону именно как к научному оппоненту. А это подразумевает,
несомненно, и уважение к нему. Некоторые исследователи подчеркивали и еще одну
черту, сближающую выдающихся английского и русского ученых. «Как религиозный
мыслитель Ломоносов был, можно сказать, деистом типа Ньютона», – отмечал в 1912
году председатель Общества любителей российской словесности П.Н. Сакулин.
Как бы там ни было,
М.В. Ломоносов пытался честно и глубоко разобраться в учении Ньютона. Для этого
ему необходим был первоисточник. И 23 июля 1743 года Михаил Васильевич делает
запрос в канцелярию Академии наук: «Потребно мне нижайшему для упражнения и
дальнейшего происхождения в науках математических Невтонова Физика
(«Математические начала натуральной философии». – А.В.) и универсальная
Арифметика, которые обе книги находятся в книжной академической лавке».
Академическая канцелярия просьбу Ломоносова удовлетворила: «Оные книги для
показанных в том его доношении резонов выдать ему, Ломоносову, на счет его заслуженного
жалования сего 1743 года».
Результатом этого
изучения стал незаконченный трактат Ломоносова «Опыт теории о нечувствительных
частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743–1744). Пожалуй, главное,
в чем полностью солидарен Ломоносов с Ньютоном, – методологический принцип:
«22. Одни и те же
эффекты происходят от одних и тех же причин.
23. Так, одинаковы
причины дыхания человека и животного, падение камней в Европе и Америке, света
в кухонном огне и в солнце, отражения света на Земле и планетах, говорит достославный
Ньютон.
44. Здесь мы не
оспариваем мнения мужей, имеющих большие заслуги в науках, которые принимают
кажущуюся силу притяжения как явление, объясняющее другие явления; в этом им
можно уступить по тому же основанию, по какому астрономы предполагают суточное
движение звезд вокруг Земли для определения их кульминаций, восхождений и т.д.
Знаменитый Ньютон, установивший законы притяжений, вовсе не предполагал чистого
притяжения. «Я приступаю, – говорит он, – к изложению движения тел, взаимно
притягивающихся, рассматривая центростремительные силы как притяжения, хотя,
может быть, если говорить с точки зрения физики, правильнее было бы их назвать
толканиями». И в другом месте: «Я пользуюсь здесь вообще словом «притяжение»
для какого бы то ни было стремления тел взаимно сблизиться, происходит ли это
стремление вследствие действия тел, взаимно притягивающихся, или от действия
эфира или воздуха» и т.д.».
«Сами свой разум
употребляйте… »
В советской
историографии тема «Ломоносов и Ньютон» всегда была актуальна. Пика обсуждения
она достигла в конце 1940-х – начале 1950-х, в период идеологической кампании
борьбы с космополитизмом. Характерна в этом отношении статья довольно
известного советского историка физики Павла Степановича Кудрявцева «Ломоносов и
Ньютон». С этим докладом П.С. Кудрявцев выступил на Всесоюзном совещании по
истории естествознания в Москве 12–16 мая 1953 года. (В виде статьи это выступление
опубликовано в 1955 году.)
Главная задача,
которую поставил себе Кудрявцев в этой работе, – доказать, что Ломоносов «шел
дальше Ньютона в конкретном развитии монистического материалистического взгляда
на мир». Чувствуется, что П.С. Кудрявцев едва сдерживается, чтобы не назвать
Ломоносова приверженцем «исторического материализма» и «марксистом-ленинцем».
Но к диалектическим материалистам Кудрявцев все же Ломоносова причисляет («Это
краеугольный камень научного материалистического мировоззрения, и в этом
пункте Ломоносов полностью солидаризируется с Ньютоном»).
Статья Кудрявцева –
отличная иллюстрация тезиса о том, что идеи, научные концепции могут
сосуществовать, идеологии непримиримы. Именно идеология – главный «научный»
метод Кудрявцева. Он фактически и не скрывает этого: «Сопоставление имен
Ньютона и Ломоносова не случайно. Ньютон завершает эпоху величайшего
прогрессивного переворота в науке, блестящую характеристику которого дал Ломоносов
в предисловии к «Вольфиянской физике». Ломоносов работал на грани эпохи
промышленного капитализма, наступление которой было возвещено начавшимся еще в
его время промышленным переворотом в Англии и разгоревшейся через четверть
века после его смерти французской буржуазной революцией. Ньютон подводил итоги
великой борьбы научного мировоззрения со средневековой схоластикой,
закончившейся торжеством учения Коперника и построением основ классической
механики. Ломоносов открывал путь дальнейшего развития научного
материалистического мировоззрения на базе закона сохранения материи и движения
и закладывал основы будущего развития физики и химии. Развитие этих наук стало
необходимым и возможным в эпоху промышленного капитала, и Ломоносов видел свою
задачу в том, чтобы расчистить путь для развития этих наук. Свою роль Ломоносов
сознавал очень хорошо: «Покажу хотя некоторый приступ ко всем мне знаемым
наукам. Я сам не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче
делать». Ньютону как завершителю приходилось вести многочисленные споры о
приоритете, Ломоносову как зачинателю приходилось сталкиваться с непониманием
современниками его передовых научных идей. Обоим приходилось размышлять об
общих принципах естествознания, научном методе, физической картине мира,
проблемах теории познания. Они были участниками великой битвы научного,
материалистического мировоззрения с реакционной поповщиной и идеализмом. Вся
их деятельность была проникнута передовым мировоззрением эпохи. В этом мы
усматриваем источник глубокого, не прекращавшегося до самой смерти интереса
Ломоносова к Ньютону и его воззрениям».
И все же Ломоносов,
конечно, у Кудрявцева является более прогрессивным и прозорливым, чем Ньютон:
«Стремясь последовательно провести в естествознании идеи монистического материализма,
Ломоносов решительно выступил против идеалистической концепции первого толчка,
против первичности дальнодействующего тяготения. Именно в борьбе с этими
реакционными взглядами Ломоносов выдвинул и развил свой великий закон
сохранения материи и движения. Занимаясь настойчиво и упорно проблемой тяготения
теоретически и экспериментально, Ломоносов подходил к мысли о связи электрических,
световых, магнитных и гравитационных процессов посредством универсальной среды
– эфира, являясь в этом отношении прямым предшественником Фарадея и последующих
попыток создания единой теории поля. В связи с этим в оптике Ломоносов активно
выступает против корпускулярной ньютонианской теории истечения, а в работах по
атмосферному электричеству – против теории Ньютона о происхождении кометных
хвостов. В противовес флюидным теориям электричества (сторонником которой был
Ньютон – А.В.) Ломоносов размышляет об эфирной теории электричества. И эти идеи
Ломоносова, несомненно, связаны с его борьбой против ньютонианства. Ломоносов
усматривал в концепции флюидов, получивших в его время широкое распространение,
рецидив перипатетической философии, обязанный своим возникновением
ньютонианцам. Он последовательно боролся с этой концепцией во всех областях
науки, противопоставляя им монистическое материалистическое воззрение на мир,
находящее свое выражение в атомной теории вещества и эфирной теории света,
электричества, тяготения. Показательны в этом отношении его «127 заметок к
теории электричества и света» (написанные на латыни. – А.В.).
«Если нельзя создавать
никаких теорий, то какова цель стольких опытов, стольких усилий и трудов
великих людей?» – спрашивает в восьмой заметке Ломоносов эмпириков,
наводнявших своими слепыми экспериментами науку об электричестве. Вместо
расчленения мира непроницаемыми перегородками на флюиды, Ломоносов выдвигает
идею связи и единства
Поразителен и
грандиозен замысел Ломоносова! В его программе, над выполнением которой он
напряженно и упорно работал, предвосхищены основные направления, по которым
развивались физика и химия вплоть до нашего времени. Ломоносов охватил
необъятную область физических и химических явлений. Механические,
электрические, магнитные и химические взаимодействия тел, тепло, свет,
тяготение – все это должно найти свое объяснение без помощи таинственных
флюидов, без божественного толчка, без непонятного тяготения через пустоту. И
опять при обдумывании этой грандиозной программы перед его взором встает тень
великого Ньютона, чьим авторитетом прикрывались реакционеры в науке. Тогда,
прерывая латинскую запись, Ломоносов твердо и решительно пишет по-русски: «Сами
свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте.
Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с
вашею».
Однако Павел
Степанович Кудрявцев, говоря о «непонятном тяготении через пустоту», явно
несправедлив к Ньютону. Англичанин и сам предвидел сомнения в реальности
(вернее – в возможности наглядно продемонстрировать) притяжения между двумя
земными телами: «Непостижимо, чтобы неодушевленная грубая материя могла без
посредства чего-либо нематериального действовать и влиять на другую материю без
взаимного соприкосновения, как это должно бы происходить, если бы тяготение в
смысле Эпикура было существенным и врожденным в материи… Тяготение должно
вызываться агентом, постоянно действующим по определенным законам. Является
ли, однако, этот агент материальным или нематериальным, решать это я предоставил
моим читателям».
Отсюда и его
поразительное нежелание в течение более 20 лет публиковать свои «Математические
начала натуральной философии»; отсюда же – апокриф с яблоком, упавшим рядом с
Ньютоном, что и дало толчок к открытию им закона всемирного тяготения.
Впрочем, в инвективах
П.С. Кудрявцева помимо жесткого, сугубо идеологического контекста можно
разглядеть и некий метафизический подтекст.
Кому не писан закон
всемирного тяготения
В России всегда
стремились открывать системы. Ни больше ни меньше. Это пусть Запад бьется над
законами: частными, фундаментальными – какими угодно. И все это – из-за иррациональной,
казалось бы, полумистической уверенности русского человека в том, что закон
всего лишь частность (часть) какого-то всеобъемлющего целого. Если же
скрупулезно выполнять законы, то и не жить, потому как все это суть
частности. В России вожделеют некий Всеобщий Закон, Систему. Для русского даже
закон всемирного тяготения – частность. (Это-то и пытается доказать П.С.
Кудрявцев на примере Ломоносова.)
Россиянина Ломоносова,
как это трактует Кудрявцев, такая перспектива устроить не может. Российский
гений не согласен на частности – его может устроить только абсолютное и всеобъемлющее
целое (единая теория поля прозревалась российским ученым М.В. Ломоносовым еще в
середине XVIII века).
Выдающийся русский
математик и механик, основатель русской математической школы, академик Михаил
Васильевич Остроградский (выходит, что – тезка Ломоносова), еще молодым,
29-летним человеком, в академическом рапорте от 1830 года так характеризует
состояние современной ему физики и формулирует свои цели: «Преемники Ньютона
развили в самых мелких подробностях великий закон всемирного тяготения и сумели
подвергнуть математическому анализу многие важные и трудные вопросы общей
физики и физики невесомых веществ. Совокупность их трудов о системе мира
составляет бессмертный труд о небесной механике, в котором астрономы еще долго
будут черпать элементы своих таблиц; но физико-математические теории не
объединены еще в одно целое, они рассеяны во множестве собраний академических
мемуаров, они исследуются при помощи различных методов, весьма часто смутных и
неполных; есть такие теории, уже сложившиеся и, однако, нигде не
опубликованные. Я ставлю своей целью объединить все эти теории, разработать их
однородным методом и указать важнейшие их приложения.
Я уже собрал
необходимые материалы по движению и равновесию упругих тел, по распространению
тепла внутри твердых тел, в частности внутри земного шара. Но эти теории
составляют лишь необходимую часть всего труда, который должен заключить также
распространение электричества и магнетизма в телах, электродинамические
явления, движение и равновесие жидкостей и теорию вероятностей».
Вот она –
системостремительность русского ума, явленная в чистом виде!