http://93.174.130.82/digest/showdnews.aspx?id=698006c3-88be-4d37-ac0c-1eeff3ae044f&print=1© 2024 Российская академия наук
Российская академия художеств отмечает свое 265-летие серией лекций, конференций и выставок, которые пройдут по всей стране. Уже несколько дней в РАХ на Пречистенке академики собираются, чтобы обсудить историю, современность и будущее отечественного искусства. «МК» побывал на основном торжественном заседании, где по случаю даты собралось несколько сотен человек, и послушал речь президента РАХ Зураба Церетели.
ЮБИЛЕЙНАЯ РЕЧЬ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ.
— Как много красивых мужчин и женщин! Мы специально собрали самых красивых, чтобы вас порадовать! — начал с улыбкой президент Академии художеств Зураб Церетели.
И правда, на торжественное заседание все приехали при параде. В зале «Яблоко» яблоку негде упасть так, чтобы не попасть на чей-то пиджак. Однако Зураб Константинович умеет разбавить атмосферу официоза нотками легкой непринужденности, без которой немыслимо искусство.
— История Академии художеств длинная и продолжается, — отметил он. — Надо историю поднимать и изучать. Помню, когда я был студентом, нас заставляли рисовать мертвых, чтобы мы знали анатомию. Часами сидеть у трупа и рисовать. Это был сложный, но очень полезный опыт. Современные студенты не знают анатомию. Поэтому предлагаю открыть анатомическое отделение при РАХ, чтобы молодые люди учились рисовать.
Художественное образование остается одной из главных тем в РАХ, хотя далеко не единственной. Официальным днем рождения Академии художеств считается 17 (6-е по старому стилю) ноября 1757 года, когда дочь Петра I императрица Елизавета учредила ныне крупнейший центр изучения, сохранения и развития искусства и искусствознания в России. Но идея открыть такой образовательный и исследовательский центр родилась намного раньше: мысль о создании Академии наук и художеств была высказана Петром I еще в конце 1690-х годов. Дочь воплотила желание отца — при активном участии ученого Михаила Ломоносова и просветителя графа Ивана Шувалова, которые причастны к основанию и Московского государственного университета. Именно фаворит императрицы Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и подарил академии свою художественную коллекцию, положив тем самым начало библиотеке и музею.
В 1758 году началось строительство здания академии на берегу Невы, оно было закончено в 1788 году. Вместе с тем было открыто Воспитательное училище, которое потом выросло в мощную художественную школу и дало образование классикам отечественного искусства. Среди них — Иванов, Брюллов, Репин, Поленов, Суриков, Мартос, Тон, список из первых имен занимает десятки страниц. «Птенцы» Академии художеств строили и оформляли крупнейшие художественные ансамбли, например Казанский и Исаакиевский соборы, храм Спаса на Крови в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве (для этого в 1847 году при академии открыли Мозаичное заведение). При Александре III для накопленного к тому моменту собрания академии создали отдельный музей — Русский. Он, как и многие другие детища РАХ, в наши дни является «визитной карточкой» отечественной культуры.
Сегодня собрание РАХ насчитывает более 3000 произведений выдающихся мастеров. Центральным событием 265-летия стала тематическая выставка в Галерее искусств на Пречистенке «Из музейного фонда РАХ», где представили произведения известных отечественных художников. Среди них — Павел Никонов, Татьяна Назаренко, Константин Худяков, президент академии Зураб Церетели и другие. В экспозиции по большей части живопись, и этот акцент не случаен. Остается ли станковая картина актуальной площадкой для эксперимента и поиска собственного визуального языка? Какие есть возможности для расширения привычных границ, жанров, техник и технологий? Или холст-масло исчерпал свои возможности? Таковы вопросы, которые ставит перед зрителем этот проект-исследование. Разноплановые произведения дают однозначный ответ: без живописного, образного языка никуда. У каждого автора он свой, и поиск его непрост. Живописность может проявляться в разных формах, будь то скульптура, художественное стекло или керамика, но это основа основ, от которой отталкивается художник в поисках себя.
Вместе с выставкой в Белом зале РАХ стартует конференция под названием «Диалог культур в истории и современности. Панорама художественных контактов Италии и России». Будут говорить о связях русской и итальянской культур, сравнивать художественные явления в искусстве двух стран от Ренессанса до наших дней, обсуждать взаимное влияние национальных школ. В нынешних условиях, правда, среди выступающих — только отечественные искусствоведы и музейщики, но они, в отличие от ряда западных коллег, не собираются перечеркивать историю под натиском текущих политических событий. Из песни слова не выкинешь, как не выкинешь эстетику кватроченто и итальянского Возрождения из творчества Андрея Тарковского.
В день своего рождения РАХ запустит цепочку культурных событий, что ни день — новое открытие выставки, «круглый стол» или заседание. Москва, Петербург, Новокузнецк, Смоленск, Нижний Тагил, Барнаул, Рязань, Красноярск, Дмитров, Нальчик — география влияния и деятельности художественной структуры сегодня простирается по всей стране.