АНАТОМИЯ НАУЧНОГО РИСУНКА В ИНТЕРЬЕРЕ АРХИВА АКАДЕМИИ НАУК
22.02.2017
Источник: Независимая газета,
Андрей Ваганов
Исследовать мало, надо еще и демонстрировать
В выставочном зале Архива Российской академии наук открылась интереснейшая экспозиция – «Научный рисунок в трудах ученых – членов Академии наук». Многие экспонаты из личных фондов ученых демонстрируются впервые.
На выставке экспонируются материалы из архивных фондов 15 выдающихся русских ученых: лауреата Нобелевской премии в области физиологии и медицины Ильи Ильича Мечникова; пионеров отечественного самолето- и ракетостроения Константина Эдуардовича Циолковского, Якова Модестовича Гаккеля и Фридриха Артуровича Цандера; инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова; выдающихся естествоиспытателей, биологов, генетиков Николая Константиновича Кольцова, Алексея Николаевича Северцова, Владимира Леонтьевича Комарова, Александра Сергеевича Серебровского, Владимира Николаевича Сукачева, Владимира Степановича Буткевича, Петра Петровича Ширшова, Николая Михайловича Кулагина, Николая Александровича Морозова; астронома Алексея Павловича Ганского.
«И это самая макушка айсберга из тех уникальных материалов, которыми располагает Архив РАН, – подчеркивает в беседе с «НГ» руководитель Музейно-выставочного центра Архива РАН, член-корреспондент РАН, академик Российской академии художеств Александр Толстиков. – Огромную работу по подготовке экспозиции проделали руководитель музейно-выставочной группы Ирина Урмина, старший научный сотрудник Елена Лебедева, научный сотрудник Ирина Чаева».
Научный рисунок – объект действительно уникальный. Скажем, прикладная функция биологического рисунка – иллюстрация к таксономическому или морфологическому описанию. Не сопровождающееся иллюстрацией описание нового вида считается недействительным. Причем существуют достаточно строгие правила выполнения такого рисунка: карандаши должны быть острыми, твердости НВ, не цветными; рисовать следует тонкими и отчетливыми линиями – каждую линию необходимо продумать и затем нарисовать без отрыва карандаша от бумаги; не штриховать и не раскрашивать…
И при этом научный рисунок, в лучших его образцах, – произведение художественного творчества. Многие выдающиеся русские естествоиспытатели XIX–XX веков были и выдающимися рисовальщиками, специально брали уроки рисунка и живописи. Впрочем, эта традиция берет начало еще в XVII веке. Именно рисовальным мастерам, экспедиционным художникам, которых целенаправленно готовили в академии – в 1740-х годах насчитывалось более 100 «рисовальных учеников», мы и обязаны сегодня сохранением видеоряда так называемых больших академических экспедиций. По качеству и точности некоторые из этих рисованных изображений не уступят фотографическим.
«Несмотря на развитие техники фотографирования, рисунок сохраняет и будет, видимо, всегда сохранять свою роль в научном исследовании, – отмечает Александр Толстиков. – Преимущество рисунка состоит прежде всего в том, что он позволяет создать обобщенный образ объекта и выделить его существенные черты, отказавшись от второстепенных деталей. Кроме того, рисунок позволяет отразить на одном изображении детали строения, которые на одной фотографии показаны быть не могут (например, потому, что не попадают в плоскость изображения и получаются размытыми)».
Как заметил на открытии выставки член-корреспондент РАН Юрий Батурин, известную аббревиатуру R&D (от англ. Research and Development – «исследования и разработки») надо сегодня уточнить: R&D2 (Development and Demonstration): «Исследовать мало, надо еще и демонстрировать».
Недаром древние греки не различали понятий «видеть» и «знать».